Реформирование системы ЖКХ в Астраханской области рассматривалось 19 марта на совещании, которое провел с главами муниципальных образований и представителями коммунальных служб губернатор Анатолий Гужвин. В частности он заявил, что это "долгий и болезненный процесс, но без реформирования этой отрасли мы попадаем в очень сложное финансовое положение, когда хронически не хватает денег на содержание коммунального хозяйства, а по многим районам области задолженность по заработной оплате работникам ЖКХ достигает 7 месяцев".

Как сообщает РИА "Аверс", нынешняя система бюджетных расходов в ЖКХ в регионе является неэффективной, поскольку основой экономических отношений в ЖКХ остается дотационный принцип. Дотационность целого сектора экономики и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их качество, в сочетании с отсутствием конкуренции являются основными причинами хронического дефицита финансирования, высокой затратности, высокого уровня потерь ресурсов и отсутствия стимулов для снижения издержек. За счет этого переплаты за потребленные услуги со стороны бюджета области и астраханцев увеличиваются в два-три раза. Причем, имеется дальнейшая тенденция к росту коммунальных затрат, а этого при растущих тарифах уже ни бюджет, ни население выдержать не смогут. Даже при предоставлении адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, перечисление средств со стороны бюджета предприятиям ЖКХ осуществляется от имени граждан, но без их прямого участия.

Именно поэтому на совещании была предложена принципиально новая схема экономических отношений в ЖКХ, которая стала основой проекта региональной программы "Реформирования системы предоставления жилищно-коммунальных услуг в Астраханской области". Схема эта предусматривает передачу права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли от коммунальных предприятий непосредственно гражданам, которые больше всего заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Для того, чтобы такое распределение не затронуло малообеспеченные слои населения, на всех получателей жилищных субсидий предлагается открыть индивидуальные социальные счета ЖКХ, на которые из бюджета будут перечисляться жилищные субсидии. Помимо перевода жилищных субсидий эти счета могут использоваться и для перевода региональных и муниципальных льгот населению по оплате ЖКУ, при условии, что в этом случае сами льготники будут оплачивать услуги в полном объеме и по установленным тарифам. Такой подход позволит решить сразу несколько проблем: коммунальные предприятия смогут получать 100-процентную оплату услуг; граждане избавятся от платежей по множеству расчетных книжек и очередей; за нарушение качества предоставляемых услуг можно будет снижать размер оплаты. И, наконец, на рынок смогут прийти конкуренты, способные оказывать более дешевые услуги, поскольку сектор становится самоокупаемым и выгодным для инвесторов.

Такая переориентация финансовых потоков, по замыслу разработчиков программы, переложит ответственность за финансирование выпадающих доходов от предоставления жилищных субсидий с ЖКХ на население. В то же время бюджет будет отвечать за своевременное и полное предоставление средств не перед предприятиями ЖКХ, а перед гражданами - получателями субсидий, что позволит более полно контролировать финансовые потоки в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предлагаемая система социальных счетов будет эффективно работать только при условии гарантированного своевременного перечисления платежей на эти счета. Кроме того, для введения системы 100-процентной оплаты услуг ЖКХ потребуется обязательное заключение договоров между жильцами и предприятием ЖКХ, наличие четкого перечня работ в наших квартирах, которая может производиться в счет оплаты за содержание жилья и работ выполняемых за отдельную плату, регулирование тарифов с обязательным перечислением технических мероприятий, стоимость которых включается в тариф. Причем, сами тарифы должны устанавливаться последовательно и на четко фиксированный срок. При этом должна учитываться платежеспособность населения и возможности бюджета.

Но для начала, как заявил губернатор Анатолий Гужвин, "необходимо наладить учет тех услуг, которые население получает от коммунальщиков и соблюдать федеральные стандарты, установленные правительством". Первый предусматривает месячную предельную стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья, которая в Астраханской области установлен в 12,9 рубля. Реально тратится около 13,8 рубля. Второй стандарт - это уровень платежей за все предоставляемые услуги. Он установлен правительством на 2002 год в размере 90 процентов. По области на 1 марта 2002 года эта цифра составила 78 процентов. И третий стандарт, установленный правительством - это максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - 22 процента. По Астраханской области на 2002 год эта цифра прогнозируется на уровне 9,3 процента.

Как заявил заместитель начальника департамента по жилищно-коммунальному хозяйству Евгений Вольман, предлагаемое администрацией области внедрение новой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг, предусматривает не только двукратное сокращение бюджетных расходов на содержание имеющихся в регионе 17,5 млн. кв. метров жилья, но и позволит довести само ЖКХ хотя бы до уровня самоокупаемости. По предложению губернатора, прежде чем приступать к широкомасштабному реформированию коммунального хозяйства по предложенной схеме, ее для начала попробуют внедрить в трех районах области.