Проект постановления Архангельского областного Собрания депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области"

Архангельск, 24 мая 2004, 13:04 — REGNUM  На парламентских слушаниях, состоявшихся 21 мая в Архангельске, среди присутствующих были распространены проект Постановления Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области", пояснительная записка к проекту постановления и Заключение на проект постановления, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Проект Постановления Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области"

Областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Устав Архангельской области ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 1995, № 4, 8; 1997, № 10; 1998, № 15, 17; 1999, № 22; 2000, № 27; 2001, № 4, 5, 10; 2002, № 13, 14, 15, 16; 2003, № 22, 26) следующие изменения и дополнения:

1) Дефис второй пункта 1 статьи 8 дополнить словами ", и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области".

2) В статье 27:

- первое предложение пункта 1 изложить в следующей редакции: "1. Администрация Архангельской области (далее - администрация области) является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области.";

- пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Глава администрации области формирует в установленном порядке администрацию области на срок своих полномочий, осуществляет руководство ее деятельностью.";

- пункт 3 изложить в следующей редакции: "3. В состав администрации области входят глава администрации области, заместители главы администрации области, руководители департаментов - исполнительных органов государственной власти Архангельской области.";

- дополнить пунктом 6 следующего содержания: "6. Прекращение полномочий главы администрации области в связи с отрешением главы администрации области от должности Президентом Российской Федерации или его отставкой на основании постановления областного Собрания о выражении недоверия главе администрации области влечет отставку администрации области. Администрация области слагает свои полномочия перед вновь избранным главой администрации области. Решение о сложении администрацией области своих полномочий оформляется распоряжением администрации области в день вступления в должность главы администрации области. В случае отставки и сложения полномочий администрация области продолжает действовать до сформирования администрации области в новом составе.";

- дополнить пунктом 7 следующего содержания: "7. Организация и порядок деятельности администрации области определяется Уставом Архангельской области и областным законом.".

3) В статье 31:

- дополнить подпунктом "р" следующего содержания: "р) формирует иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области;";

- подпункт "р" считать подпунктом "с";

- дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания: "Администрация области по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает правовые акты. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений администрации области. Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений администрации области. Акты администрации области подписываются главой администрации области или лицом, исполняющим его обязанности. Администрация области вправе давать поручения, принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Правовые акты администрации области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самих правовых актах. Правовые акты администрации области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через десять дней со дня их официального опубликования. Распоряжения администрации области вступают в силу с момента их подписания, если иное не предусмотрено в самих распоряжениях.".

4) Пункт 2 статьи 32 после слова "области" дополнить словами "Администрации области". 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

"Пояснительная записка к проекту постановления областного Собрания "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области" В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым высшим должностным лицом исполнительной власти руководителем высшего исполнительного органа. Поскольку и руководитель высшего исполнительного органа, и сам высший исполнительный орган:

- наделены собственными полномочиями;

- издают, в пределах своих полномочий, собственные правовые акты, обязательные для исполнения на все территории субъекта Российской Федерации;

- формируют исполнительные органы государственной власти (глава администрации области высший исполнительный орган государственной власти, а высший исполнительный орган государственной власти иные исполнительные органы);

- могут быть отправлены в отставку.

А так же учитывая существующую общеобязательную правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в ряде Постановлений и определений, и сложившуюся судебную практику можно сделать однозначный вывод об обязательном наличии в субъекте Российской Федерации, наряду с высшим должностным лицом исполнительной власти, коллегиального высшего исполнительного органа государственной власти, осуществляющего собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции и состоящего из определенного числа должностных лиц, коллегиально принимающих решения в виде правовых актов.

Таким образом, администрация области будет являться высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, состоящим из главы администрации области, заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области.

В результате принятия предлагаемых изменений администрация области не изменит своего статуса - высшего исполнительного органа государственной власти области. Принципиально меняется порядок принятия решений, которые будут приниматься коллегиально. Основной ролью главы администрации, кроме осуществления собственных полномочий как высшего должностного лица области, станет руководство деятельностью обновленной администрации, формирование ее персонального состава, ведение заседаний и подписание принятых администрацией решений. Представленный проект не вносит изменение в название высшего исполнительного органа государственной власти в связи с тем, что на прошедших и марте текущего года выборах, население Архангельской области избрало именно главу администрации Архангельской области. Таким образом, изменение названия высшего исполнительного органа повлечет необходимость изменения названия должности высшего должностного лица исполнительной власти области, что может вызвать вопрос о проведении новых выборов руководителя Архангельской области. Предоставление администрации права принятия самостоятельных решений, отдельных от решений, принимаемых главой администрации области, наряду с введением института отставки администрации являются необходимыми мерами по формированию высшего исполнительного органа Архангельской области, отвечающего всем требованиям действующего федерального законодательства.

Заключение на проект постановления областного Собрания депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области"

Государственно-правовое управление, рассмотрев проект постановления областного Собрания депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области", внесенный в порядке законодательной инициативы главой администрации Архангельской области Н.И.Киселевым (далее - Проект), полагает необходимым сообщить следующее.

Проект предлагает внесение ряда изменений в Устав Архангельской области (далее - Устав), связанных с определением администрации Архангельской области как высшего исполнительного органа Архангельской области в качестве коллегиального исполнительного органа государственной власти, с разграничением полномочий между главой администрации области и администрацией области.

Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06Л0.1999 N 184-ФЗ_"рбобших принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями, в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

Таким образом, принятие рассматриваемого Проекта находится в ведении Архангельского областного Собрания депутатов, так как принятие Устава, внесение поправок в Устав находится в ведении Архангельского областного Собрания депутатов (подпункт "а" пункта 1 статьи 5, пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ, пункты 3, 4 статьи 2 Устава).

1. Часть первая пункта 1 Проекта предлагает дополнить дефис два абзаца пункта 1 статьи 8 Устава словами "и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области".

Такое изменение непосредственно вытекает из пунктов 1, 4 статьи 17, подпункта "г)" пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ, так как Федеральный закон исходит из того, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 17). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "г)" пункта 2 статьи 21), а перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 17).

Таким образом, часть первая Проекта соответствует федеральному законодательству.

2. Часть вторая пункта 1 Проекта предлагает внесение изменений в статью 27 Устава, регулирующую статус администрации области.

2.1 Дефис первый части второй пункта 1 Проекта предлагает изложить первое предложение пункта 1 статьи 27 Устава в новой редакции, которая непосредственно связана с признанием администрации области в качестве коллегиального органа.

Определение высшего исполнительного органа в качестве коллегиального органа непосредственно вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что организация власти на уровне субъекта Российской Федерации должна в основном соответствовать организации власти на уровне Российской Федерации (Постановление от 18.01.1996 г., Определение от 8 июня 2000 г.). Такой подход предполагает, что организация государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по образу ее организации на федеральном уровне, то есть на базе общих принципах, присущих демократическому правовому федеральному государству, единства системы государственной власти, ее разделения и самостоятельности каждой из ветвей власти, а также иных принципов и положений, образующих основы конституционного строя; при одних подходах к формированию органов государственной власти.

Именно поэтому первое предложение пункта 1 статьи Устава формулируется в Проекте по аналогии со статьей 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", которая предусматривает, что~"1 правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации". Такой подход об организации высшего исполнительного органа в качестве коллегиального органа согласуется с позицией Верховного_Суда РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2003 г. № 4б-Г03-10).

Таким образом, дефис первый части второй пункта 1 Проекта соответствует федеральному законодательству и правовым позициям Конституционного Суда РФ.

2.2 Дефис второй части второй пункта 1 Проекта предлагает изложить пункт 2 статьи 27 Устава в следующей редакции: "Глава администрации области формирует в установленном порядке администрацию области на срок своих полномочий, осуществляет руководство ее деятельностью".

Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 27 Устава соответствует подпункту в) пункта 7 статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 184-ФЗ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом срок полномочий администрации области ограничивается сроком полномочий главы администрации области. Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет.

Таким образом, дефис второй части второй пункта 1 Проекта соответствует федеральному законодательству.

2.3 Дефис третий части второй пункта 1 Проекта предлагает изложить пункт 3 статьи 27 Устава в новой редакции, в которой определяется состав администрации области как коллегиального органа.

Установление структуры администрации области как высшего исполнительного органа государственной власти находится в ведении Архангельского областного Собрания депутатов, так как структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 20 Федерального закона № 184-ФЗ).

Таким образом, дефис третий части второй пункта 1 Проекта соответствует федеральному законодательству и правовым позициям Конституционного Суда РФ.

2.4 Дефис четвертый части второй пункта 1 Проекта предлагает дополнить статью 27 Устава пунктом 6, регулирующим основания прекращения полномочий администрации области в форме отставки и сложения полномочий.

Предложенная редакция абзаца 1 пункта 6 статьи 27 Устава об отставке администрации области сформулирована в соответствии с пунктами 5, б статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ. Так, согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную отставку руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт б статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ предусматривает, что решение Президента РФ об отрешении руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, рассматриваемое положение сформировано по аналогии с пунктом 1 статьи 35 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".

Предложенная редакция абзаца 2 пункта 6 статьи 27 Устава о сложении администрацией области своих полномочий перед вновь избранным главой администрации области непосредственно следует из подпункта "в)" пункта 7 статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Предложенная редакция абзаца 3 пункта 6 статьи 27 Устава о продолжении работы администрации области до сформирования администрации области в новом составе соответствует пункту 7 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ, предусматривающей, что в случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренной пунктами 5 и 6 этой же статьи, он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вносимое положение сформулировано по аналогии с пунктом 4 статьи 35 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому "в случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, дефис четвертый части второй пункта 1 Проекта соответствует федеральному законодательству.

2.5 Дефис пятый части второй пункта 1 Проекта предлагает дополнить статью 27 Устава пунктом 7, следующего содержания: "Организация и порядок деятельности администрации области определяется Уставом Архангельской области и областным законом".

Внесение указанного положения связано с определением администрации области в качестве коллегиального органа, которое повлечет необходимость урегулирования порядка организации деятельности администрации области. Часть таких вопросов может быть урегулирована исключительно на законодательном уровне, что повлечет необходимость разработки и принятия областного закона об администрации Архангельской области. В областном законе могут быть урегулированы общие принципы организации деятельности администрации области, и том числе определен порядок проведения заседаний и принятия правовых актов администрации области, полномочия главы администрации области по организации работы администрации области, полномочия заместителей главы администрации области и руководителей департаментов как членов администрации области и т.д.

Таким образом, дефис пятый части второй пункта 1 Проекта соответствует федеральному законодательству.

3. Часть третья пункта 1 Проекта предлагает внесение изменений в статью 31 Устава, регулирующую полномочия администрации области.

3.1 Дефис первый части третьей пункта 1 Проекта предлагает дополнить абзац два статьи 31 Устава подпунктом "р)" в следующей редакции: "формирует иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области;".

Предложенная редакция соответствует подпункту "г)" пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому исполнительный высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.2 Дефисы второй и третий части третьей пункта 1 Проекта предлагает статью 31 Устава дополнить абзацами 3, 4, которые определяют порядок принятия администрацией области правовых актов. Указанные положения Проекта соответствуют статье 22 Федерального закона, предусматривающей принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих правовых актов.

4. Часть четвертая пункта 1 Проекта предлагает внесение изменений в пункт 2 статьи 32 Устава, что соответствует пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 184-ФЗ. На основании изложенного, государственно-правовое управление Архангельского областного Собрания депутатов полагает, что Проект может быть рассмотрен на 30 сессии Архангельского областного Собрания депутатов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.05.17
Росприроднадзор: Сжигание не считается утилизацией отходов!
NB!
26.05.17
В РФ утвержден порядок субсидирования ставок по экспортным кредитам
NB!
26.05.17
The Washington Post: Саудовская Аравия «обвела Трампа вокруг пальца»
NB!
26.05.17
«Нефть несет потери»
NB!
26.05.17
«Когда говорят: «Куда нам идти, к Европе, или Китаю?» — никуда не идти!»
NB!
26.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 26 мая
NB!
26.05.17
Адыгею заливает водой: введён режим ЧС
NB!
26.05.17
Премьер Черногории об инциденте с Трампом: «Безобидная ситуация»
NB!
26.05.17
64% граждан США считают РФ недружественной страной — опрос
NB!
26.05.17
«Россия должна изобрести велосипед, а не тащиться в хвосте 90-х»
NB!
26.05.17
Художник, которого раздражала глупость
NB!
26.05.17
Российские эндокринологи поставили под угрозу жизни тысяч больных?
NB!
26.05.17
Как Петр I защитил Россию одним Кроншлотом
NB!
26.05.17
Наглость Троцкого, давшая старт иностранной интервенции в Россию
NB!
26.05.17
Рынок недвижимости Украины достиг дна. Раздастся ли стук снизу?
NB!
26.05.17
Новая трасса Москва – Петербург: путь через войну с экологами
NB!
26.05.17
Почему распалось Закавказье
NB!
26.05.17
ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?
NB!
26.05.17
Венесуэльская оппозиция отправляется «агитировать деревню»
NB!
26.05.17
«Франко хотел с помощью нацистов создать испанскую атомную бомбу»
NB!
25.05.17
Болгария обиделась на слова Путина о происхождении славянской письменности
NB!
25.05.17
Почетный коррупционер Нижнего Новгорода?