20 мая Комитет по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ провел круглый стол на тему: "Проблемы эффективного финансирования мероприятий по воспроизводству, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов в федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 год". Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты парламента. В дискуссии участвовали депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представители научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций.

Открывая заседание "круглого стола", председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова отметила, что "в последние годы в сфере природопользования России сложилась тенденция систематического недофинансирования мероприятий, направленных на воспроизводство, сохранение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала". В 2004 году, по оценкам Комитета, реальное бюджетное финансирование природопользования сокращено на 13 - 14%, по сравнению с 2002 годом, и составят 18 млрд. 350 млн. рублей. При этом тенденция сокращения финансирования наблюдается на фоне роста природно-ресурсной составляющей в доходной части федерального бюджета: в 2004 году с учетом всех налогов, платежей и пошлин она составит около 23 %. В связи с этим, подчеркнула Н.Комарова, необходимо провести комплексный анализ существующей практики государственных расходов в сфере природопользования, конкретизировать направления расходов, где участие государства действительно необходимо, а также провести мониторинг действующих федеральных целевых программ.

Участники "круглого стола" рассмотрели широкий спектр проблем с финансированием мероприятий в сфере природопользования. Большое внимание было уделено вопросам, связанным с лесным хозяйством России. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин отметил, что есть "положительные сигналы" в решении вопроса с финансированием мероприятий по тушению лесных пожаров после того как начала работать новая схема, разработанная совместно с Минфином. В этом году на профилактические работы по предотвращению лесных пожаров идет 30% ассигнований, на само тушение - 70%. Однако, по его мнению, как раз должно быть наоборот. Тогда не будет столь внушительных потерь от пожаров. Сейчас эта сумма достигает порядка 5 млрд. рублей в год.

Не менее удручающая ситуация сложилась с водным хозяйством. Участвуя в "круглом столе" Рустэм Хамитов, руководитель Федерального агентства водных ресурсов был категоричен в своих оценках: "Водное хозяйство Российской Федерации перестало существовать как отрасль. Нет единой системы управления". В результате по экспертным оценкам потери в этой сфере только от наносимого вреда в следствие паводков и наводнений составляет около 40 млрд. рублей, около 40 млрд. рублей - от загрязнения водных ресурсов. По мнению Р. Хамитова "пришло время вовлечь водные ресурсы в экономику страны", когда и предприятия ЖКХ и энергетики будут платить за пользование водными ресурсами на общих началах.

Большинство участников дискуссии было обеспокоено жесткой отрицательной позицией Правительства и Министерства финансов, которую они заняли в отношении федеральных целевых программ и системы связывания доходов и расходов по конкретным видам деятельности в сфере природопользования, а также замены платежей различными видами налогов.

По итогам работы заседания было рекомендовано:

Правительству Российской Федерации: сформировать в составе Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов рабочую группу по повышению эффективности бюджетного финансирования в сфере природопользования с участием представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Рабочей группе по повышению эффективности бюджетного финансирования в сфере природопользования разработать: методические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов в сфере природопользования по ожидаемому результату; критерии оценки эффективности финансирования мероприятий по обеспечению эффективной государственной политики в области природопользования с учетом влияния именно государственной составляющей (в структуре общих расходов) на ожидаемый результат.

В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год": заложить финансирование разделов и подразделов бюджетной классификации в части, касающейся природных ресурсов и природопользования по наиболее проблемным статьям расходов: геологоразведочным работам, мероприятиям по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, по тушению лесных пожаров, а также по расходам на проведение научных исследований в области сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов в объемах, обеспечивающих реализацию полномочий государства; выделить средства в рамках подраздела бюджетной классификации "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" для проведения Министерством природных ресурсов РФ научных исследований по оценке экономически обоснованного ресурсного потенциала возобновляемых источников энергии в энергодефицитных регионах и регионах с неблагополучной экологической ситуацией.

Федеральному Собранию Российской Федерации: депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации принять участие в деятельности Трехсторонней рабочей группы по подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" до внесения его в Государственную Думу.