Состояние отрасли профессионального образования в Москве не отвечает потребностям мегаполиса

Москва, 21 мая 2004, 16:49 — REGNUM  Ежегодно хозяйство г. Москвы пополняется 33 тыс. рабочих и специалистов. Однако, по мнению столичных властей, это лишь частично удовлетворяет потребности предприятий и учреждений в воспроизводстве трудовых ресурсов. Перспектива дальнейшего подъема экономики города связана, прежде всего, с внедрением современных производственных технологий, что невозможно без квалифицированных кадров. Отсутствие подготовленных рабочих и специалистов на предприятиях сдерживает развитие производственных структур. За годы реформ количество рабочих в производственной сфере города сократилась с 2,6 млн. человек до 1,04 млн. и составило 40% от уровня начала 90-х годов.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе департамента образования г. Москвы, в столице функционирует подведомственная департаменту сеть учреждений профессионального образования, включающая 146 учреждений начального профессионального, 52 учреждения среднего профессионального образования, всего - 198 учреждений. Более 70% воспитанников учреждений профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Постоянно увеличивается количество детей-сирот (2% от общего количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5%), учащихся с девиантным поведением (8%).

Профессиональное образование Москвы значительно отстает от возрастающих требований динамично развивающегося мегаполиса, констатируют в департаменте. Структура подготовки специалистов не соответствует потребностям городского хозяйства. Отсутствует четко сформулированный городской заказ и прогноз потребностей на рабочие кадры. Низкая заработная плата, общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профилей и уровня подготовки специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 20%, объемы подготавливаемых молодых рабочих - в два раза.

В результате, сегодня большинство работодателей не рассматривает профессиональное образование как базовую систему воспроизводства кадров, а заявления руководителей предприятий о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки и реального развития учебных заведений. Образование в Москве постоянно сталкивается с финансовыми трудностями: средний процент износа основных фондов достиг 85%. Финансирование учреждений профессионального образования осуществляется только по защищенным статьям, не приобретаются новые технические средства обучения, методические пособия и учебная литература. За последние 15 лет в системе профессионального образования г. Москвы не построено ни одного современного профессионального училища. Более 50% зданий профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте. Крайне низкая компьютеризация профессионального образования в Москве дополнительно снижается его качество.

Все это отрицательно сказывается на желании учащихся обучаться по рабочим профессиям, заключают в департаменте образования. За последние 5 лет на 14,3% сократился прием на обучение по специальностям строительного и машиностроительного профиля. Острой остается и проблема кадрового обеспечения: средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин в системе профессионального образования г. Москвы - 50-55 лет. Молодежь же неохотно идет в промышленность, предпочитая более "престижные" и высокооплачиваемые позиции.

Для улучшения сложившейся ситуации в Москве реализуется городская целевая программа развития учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005-2007 годы. Она предусматривает модернизацию профессионального образования, направленную на опережение удовлетворения потребностей рынка труда московского региона квалифицированными рабочими кадрами. Программой предусматривается активное привлечение внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывание системы широкого социального партнерства в сфере профессионального образования. Система профессионального образования должна превратиться в востребованную экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой, подчеркивают в департаменте образования.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail