Армянские и азербайджанские политики и политологи ведут бесцельный и лишенный какого-либо смысла спор о том, является ли провозглашение и признание независимости Косово прецедентом для Нагорного Карабаха. На днях международный суд в Гааге вынес вердикт о том, что Косово, провозглашая свою независимость, не нарушало никаких международных правовых актов. В Карабахе встрепенулись: "А мы что, разве нарушали?!" Президент непризнанной республики Бако Саакян, правящий уже несколько лет, пошел на беспрецедентный шаг и дал обширную пресс-конференцию (!), на которой договорился до того, что перспектива ввода миротворческого контингента в зону нагорно-карабахского конфликта обсуждается лишь на уровне слухов. Из этого следует, что распространителями этих слухов являются также президенты России, Франции и США, которые дважды в своих совместных заявлениях указывали, что пункт о проведении миротворческой операции в зоне конфликта обсуждается президентами Армении и Азербайджана и может быть закреплен в качестве базового принципа.

Из Армении донесся хор комментариев: прямых и радикальных ("надо срочно признать независимость Карабаха"), слабых и "хитрых" ("нельзя признавать, а то усугубим ситуацию"), заумных и ангажированных ("Армения придерживается конструктивной позиции и будет использовать косовский прецедент на международной арене и пр.").

Из Азербайджана понесся поток иной аргументации: Карабах и Косово - разные случаи ("там живут армяне, а там - албанцы"), суд признал Косово, но оговорил беспрецедентность его признания (хотя его никто об этом не просил), Армения нарушила территориальную целостность Азербайджана, а Косово - внутренняя проблема Сербии (о бомбардировках авиации НАТО и поддержке албанцев со стороны Турции - молчок).

Примечательно, что весь этот бесцельный монолог сторон карабахского конфликта, в том числе самого Карабаха, с самими собой происходит на фоне скандального провала усилий Минской группы ОБСЕ (Франции, США и России). Последний раунд переговоров в Алма-Ате, на котором стороны по призыву Обамы, Саркози и Медведева должны были проявить чудеса конструктивизма, обернулся конфузом и взаимными обвинениями Еревана и Баку. Попытка посредников навязать президентам Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву некую схему, которая имеет целью разрушить статус-кво в зоне конфликта, что позволит ввести туда вооруженный контингент третьих стран, обернулась крахом. И в данной ситуации карабахский лидер Бако Саакян имеет все основания называть заявления мировых лидеров - слухами, публикуемыми СМИ.

А правда состоит в том, что Армения и Азербайджан в карабахском конфликте выступают, по сути дела, с единых позиций - с позиций подверженных давлению объектов. О правах жителей Карабаха вообще говорить не приходится. Карабахский конфликт - центральный фактор внутриполитической жизни Армении и Азербайджана. От того или иного разрешения данного вопроса зависит не то чтобы политическая карьера Саргсяна и Алиева, а и перспективы суверенитета и независимости, перспективы существования этих двух стран. Карабахский конфликт - наркотик, впрыскиваемый двум народам.

Ильхам Алиев будет угрожать силой решить этот конфликт, а армяне - окапываться по карабахскому периметру до тех пор, пока судьба Южного Кавказа - коридора и буфера, плацдарма и военной базы, театра военных действий и блокированного анклава - не будет определена конкурирующими сверхдержавами. Пока исход этой конкуренции не будет очевиден и для самих мировых лидеров и для объектов их давления внутри региона.

А поэтому безусловный по своему политическому и юридическому оформлению косовский прецедент не имеет никакого отношения и никакого прикладного значения для Армении, Азербайджана и, тем более, самого Карабаха. Лучше чем кто-либо понимают это армянские и азербайджанские политики, трезво осознающие степень своей суверенности. И поэтому не будет косовский прецедент имплементирован Арменией путем признания независимости Карабаха, опровергнут и разрушен Азербайджаном путем силового подчинения Карабаха.

Карабах - не спорная территория, не самоопределившийся субъект и не часть азербайджанской территории. В понимании реальных создателей, пользователей и противников Косовского прецедента, Карабах - зависший в повестке дня, непрогнозируемый и опасный фактор, гораздо опаснее Абхазии с Южной Осетией. Поскольку отдален, непонятен и своенравен. Карабах - следующий этап конкуренции. И США, перебросившие после признания Косово весь свой дипломатический и разведывательный контингент с Балкан в Закавказье, готовятся к этому этапу с полным осознанием всех "за" и "против" созданного ими же Косовского прецедента.