Тарифы ЖКХ прошли второе чтение. Город прощается со своей долей в отелях. Скоростная трасса в Москву станет первой платной автодорогой. Инвесторы ушли, но обещали вернуться.

Вчера представители Фонда имущества и КУГИ официально объявили о том, как будут проходить торги правами аренды земельных участков, пришедшие на смену целевому назначению. За первые четыре участка власти рассчитывают получить в бюджет не менее 9 млн. долларов. Всего же до конца года Смольный планирует выставить на торги 2 млн. кв. м земли под жилую застройку и примерно столько же - под коммерческую недвижимость. Новые правила распределения земли под застройку правительство утвердило 16 марта. Теперь инвестор, предложивший на торгах самую высокую арендную ставку за землю, может получить участок сроком на шесть лет; плата за землю вносится частями. Сами строители называют аукционные цены завышенными, отмечая, что это положит начало экспансии на рынок богатых московских застройщиков. В авангарде этого процесса наверняка окажется Московская инвестиционно-строительная компания (МИСК), предполагает "Коммерсантъ-СПб". Уже незадолго до этого консорциум московских инвесторов получил разрешение Смольного на строительство в Санкт-Петербурге не менее 1,5 млн. кв. м жилья в ближайшие три-четыре года.

Снижение уровня инвестиций в городскую экономику вскоре должно прекратиться. Этому, как считают в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, будет способствовать создающаяся нормативная база. В I квартале, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, инвестиции в Санкт-Петербург снизились на 38%. Такие неутешительные данные опубликовал Петербургкомстат, подводя итоги развития городской экономики за первую четверть 2004 года. Возможно, спад инвестиций связан с окончанием юбилейного года: интерес к городу снизился, инвесторы обратились к другим объектам. Другая, более важная, причина - правовая незащищенность инвесторов и невнятная инвестиционная политика городской администрации. Так, подписанное с прежним губернатором пивоваренными компаниями "Балтика", "Вена" и другими предприятиями соглашение о предоставлении средств на нужды города в обмен на льготы по уплате местных налогов, при нынешнем губернаторе утратило силу. Инвесторам пришлось заплатить налоги в полном объеме, несмотря на выполнение своей части обязательств. Безусловно, подобные решения не добавляют инвесторам уверенности в стабильности городской инвестиционной политики. Как рассказал "Предпринимателю Петербурга" заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Сергей Куканов, одна из первоочередных задач комитета - совершенствование нормативно-правовой среды инвестиционной деятельности. Планы и перспективы решения этого вопроса - на страницах издания.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пообещала добиться упрощения процедуры пересечения границы в Санкт-Петербурге. Об этом она заявила в ходе визита в Стокгольм, где со шведскими деловыми кругами обсуждался ряд бизнес-проектов. Предполагается, что для этого будут созданы новые таможенные пункты. Она также заявила о планах по открытию паромных линий между Санкт-Петербургом и Стокгольмом. Для пропуска увеличенного потока туристов на Васильевском острове будет построен паромно-пассажирский комплекс пропускной способностью до 2 млн. человек в год. В. Матвиенко отметила ряд отраслей, куда планируется привлекать шведские инвестиции: сфера услуг, здравоохранение, транспорт, строительство паркингов и многое другое. Особого внимания заслуживает завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений с помощью шведских партнеров, отметила губернатор. И, наконец, как сообщает "Невское время", в планах сотрудничества - создание в пригороде Санкт-Петербурга большого научного центра - Наукограда. Этот проект также поддержан правительством России, и в нем, по мнению В. Матвиенко, мог бы принять участие шведский капитал.

Вчера ЗакС принял во втором чтении пакет законопроектов об увеличении платы за коммунальные услуги. Вопреки пожеланиям Смольного, депутаты отказались закрепить за правительством право определять размер платы за наем жилья и устанавливать расценки на центральное отопление. По словам председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова, третье чтение состоится не раньше 2 июня и будет "непростым". Спикер предположил, что будет много поправок комиссий. Что касается третьего чтения, то существует два варианта развития событий: либо Смольный уберет из документов все нежелательные поправки, либо губернатор наложит вето на уже готовые законы. Последнее вряд ли устраивает администрацию, поскольку новые тарифы должны заработать с 1 июля, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Правительство Санкт-Петербурга создает орган контроля за перевалкой топлива. Координационный совет по проблемам охраны окружающей среды при правительстве Санкт-Петербурга одобрил проект соглашения о координации деятельности в области перемещения нефтепродуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Согласно этому документу, при правительстве создается межведомственная комиссия, которая позволит объединить достаточно разрозненные интересы и полномочия всех органов контроля. Комиссия составит реестр компаний-бункеровщиков, а также причалов, где разрешена перегрузка топлива с берега на бункеровщик. В городе и области около 200 причалов, однако всего 8 из них имеют разрешение на перевалку нефтепродуктов. Впервые правительство Санкт-Петербурга обратило внимание на "серых" бункеровщиков в конце 2003 г. В 2002 году, по официальным данным, бункеровочные компании перечислили в бюджет города 67 млн. рублей налогов. К 2003 году, после отмены лицензирования этой деятельности, налоговые отчисления сократились до 6 млн. рублей, при этом ежегодно рынок бункеровки растет на 10-15%. Кроме того, резко ухудшилась экологическая обстановка. "Серые" бункеровщики производят погрузку топлива на неприспособленных к этому причалах, при этом сведений об аварийных разливах не предоставляют. Объем рынка "серой" бункеровки составляет 60 млн. долларов в год, сообщает "Деловой Петербург".

В июле администрация Санкт-Петербурга планирует продать пакеты акций в пяти неликвидных гостиницах, в сентябре - в более доходных отелях. Всего от продажи отелей город планирует выручить около 4 млрд. рублей. Как сообщил и.о. директора ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" Андрей Степаненко, сначала будут проданы гостиницы "Выборгская", "Киевская", "Южная", "Турист" и "Чайка". "Они давно не используются по назначению и превратились в бизнес-центры невысокого уровня", - сказал он. К продаже доходных гостиниц ("Октябрьская", "Москва", "Астория" и "Прибалтийская") администрация планирует приступить в сентябре 2004 г. Для оценки стоимости этих гостиниц город привлечет иностранные компании. По мнению директора СЗРО Российского союза предприятий туристической индустрии Сергея Корнеева, город сможет хорошо продать гостиницы с невысокой ликвидностью, только если приведет их в порядок. "Есть вещи, которые чиновникам сделать проще, чем инвесторам, - например, организовать парковку для автобусов возле гостиницы", - уверен он. Потенциальными покупателями, по его мнению, могут быть как русские, так и западные компании, сообщает "Деловой Петербург".

ЗАО "Новгородские лесопромышленники" продало контрольный пакет акций ОАО "Солнце" (Чудово, Новгородская область). Покупателями выступили четыре частных лица, близких к директорату ЗАО "Концерн Титан-2", который специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании агрегатов АЭС. Сумма сделки не разглашается. По данным "Делового Петербурга", новые собственники намерены объединить несколько спичечных заводов, создав всероссийский холдинг "Русская спичка".

Парфюмерно-косметическая компания "Арбат Престиж" начала масштабную экспансию в регионы: ее инвестиции в двухлетний проект, предусматривающий открытие в Санкт-Петербурге десяти магазинов, составят 20 млн. долларов. Первые три магазина под вывеской "Арбат Престиж - Marionnaud" откроются в городе до конца этого года. По различным оценкам, объем парфюмерно-косметического рынка Санкт-Петербурга составляет около 100 млн. долларов. Менее трети его приходится на долю сетевой торговли. Основные игроки рынка - "Рив Гош" (19 магазинов) и "Л'Этуаль" (11 магазинов), по одному магазину имеют "Брокар" и "Иль дэ Ботэ". В компании "Арбат Престиж" в успехе проекта не сомневаются, зато конкуренты скептически относятся к проекту. По их мнению, эпатажный имидж московской сети не привлечет интеллигентных петербургских потребителей, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера стали известны подробности строительства автобана Москва - Санкт-Петербург длиной 600 км. Финансирование строительства трассы будет на 50% вестись из федерального бюджета, на 50% - за счет частных инвестиций. Автобан должен войти в состав транспортной связи Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, и Финляндия уже дала принципиальное согласие участвовать в проекте. В 2004 году предполагается разработать проект магистрали, а приступить к строительству планируется уже в 2005 году. По оценкам Федерального дорожного агентства, построить магистраль можно за 5 лет. В обмен на инвестиции в строительство трассы прилегающие к ней территории будут отдаваться инвесторам в аренду на 40-50 лет - для возвращения затраченных средств. Автобан Москва - Санкт-Петербург станет одним из первых проектов платных дорог в России, сообщает "Деловой Петербург".

На последнем заседании Общественного совета Санкт-Петербурга прошли слушания, посвященные поиску мест для проведения массовых акций и праздников. В центре внимания оказалось неожиданное заявление актера Андрея Толубеева, предложившего "перенести с Марсова поля революционный мемориал и могильные плиты куда-нибудь в другое место" и вернуть бывшему Царицыну лугу и Потешному полю его историческое назначение: при царе на нем проводились военные парады и народные гулянья. И хотя некоторые члены совета обеспокоены тем, что в центре города остается все меньше общедоступных мест для отдыха, большинство поддерживает идею перевода массовых акций подальше от центра города, например в парк Победы или на Кировский стадион. Поиск подходящих территорий завершился предложением активизировать законотворчество, касающееся праздников, и "донести обеспокоенность данной проблемой до губернатора Валентины Матвиенко", сообщает "Коммерсантъ-СПб".