Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в информационно-аналитическом отделе министерства по особым делам Южной Осетии, 19 мая министр по особым делам РЮО, руководитель Юго-Осетинской части СКК Борис Чочиев принял посла Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в ОБСЕ Колина Манро и сопровождающего его представителя посольства Великобритании Уильяма Робинсона по их просьбе.

На состоявшейся беседе присутствовали с юго-осетинской стороны заместитель министра по особым делам РЮО Леонид Тибилов, начальник информационно-аналитического отдела при президенте РЮО Алан Елбакиев, со стороны ОБСЕ - руководитель Цхинвальского офиса ОБСЕ Ганчо Ганчев и члены миссии ОБСЕ.

Монро интересовался взглядом Южной Осетии на события, которые произошли в последние месяцы в Грузии и Аджарии, а также видением юго-осетинской стороны перспектив разрешения грузино-осетинского конфликта Чочиев отметил, что события 1989-1992 годов, вызванные агрессией Грузии против осетинского народа, рассматривается народом и руководством Республики Южная Осетия исключительно как геноцид, последствия которого могут быть урегулированы только мирными средствами, путем переговорного процесса. "Аджарский конфликт - чисто внутреннее дело Грузии, никаких параллелей между Аджарией и Южной Осетией проводить нельзя" - отметил он.

Министр также подчеркнул, что тактика "мирного похода" со стороны Грузии в свое время была опробована на Южной Осетии и "до сих пор мы пожинаем его губительные итоги". Он также выразил обеспокоенность руководства и народа РЮО в связи с угрозами высшего руководства Грузии о том, что "следующей будет Южная Осетия". К сожалению, ими не учитывается, что Аджария является частью Грузии, там живут грузины, а Южная Осетия является независимым государством, которая ведет переговоры в рамках четырехстороннего переговорного процесса в рамках СКК и экспертных групп, и в Южной Осетии присутствуют трехсторонние миротворческие силы, - заявил Чочиев.

"Наряду с посреднической миссией ОБСЕ в урегулировании грузино-осетинского конфликта, в Южной Осетии с непониманием относятся к некоторым шагам этой организации. Миссия ОБСЕ в Грузии не замечает или не желает замечать угрозы, которые раздаются в адрес Южной Осетии со стороны Грузии. В отличие от руководства Российской Федерации, миссия ОБСЕ ни разу не осудила постоянно звучащие угрозы, делая вид, что ничего не происходит. Между тем, еще в 1993 году между руководством Южной Осетии и Миссией ОБСЕ, которую возглавлял Иштван Дьярмати, был подписан Меморандум, где зафиксирована нейтральная позиция ОБСЕ. К сожалению, происходящее не позволяет говорить о нейтральной позиции ОБСЕ. Более того, 21 января текущего года министр иностранных дел Болгарии Действующий Председатель ОБСЕ Соломон Паси посетил с визитом Грузию и сделал заявление, в котором призвал Грузию восстановить свою "территориальную целостность". Сенсационность этого заявления заключается в том, что он не уточнил, каким именно путем - силой или переговорами. ОБСЕ финансирует программу по сдаче оружия населением Южной Осетии и "не замечает", что в то же самое время Грузия на финансовые средства, выделяемые развитыми западными странами, вооружает грузинское население", - заявил Борис Чочиев.

Он еще раз передал представителям ОБСЕ позицию высшего руководства, президента Южная Осетия Эдуарда Кокойты: "В сложившихся условиях максимально использовать имеющийся потенциал и делать все для мирного разрешения конфликта". Акцентируя внимание ОБСЕ, как авторитетной международной организации, на недопустимоcть риторики грузинских властей, министр привел свежий пример: "18 мая в эфире грузинского телевидения министр внутренних дел Грузии Барамидзе открытым текстом угрожал Южной Осетии. Конечно, ОБСЕ снова скажет, что не в курсе", - добавил Б. Чочиев. В подтверждение его слов К. Манро действительно ответил, что не видел это выступление, но вчера разговаривал с Барамидзе, который согласен, что единственным путем урегулирования конфликта является мирный путь. "Второй пункт, с которым согласны и Грузия, и Россия, - продолжал посол, - это сохранение территориальной целостности Грузии в рамках международно-признанных границ. ОБСЕ - это орган, который работает на основании консенсуса и не будет никакого изменения в позиции ОБСЕ и ООН. К. Монро отметил важность экономического фактора при урегулировании конфликта.

Отвечая на посылку К. Монро о принципе территориальной целостности государств, Б. Чочиев указал, что другой принцип международно права - право наций на самоопределение, а также итоги референдума 1992 года, фактор разделенного народа, дважды в ХХ веке пережитый народом Южной Осетии геноцид выступают на стороне Южной Осетии. "Когда нас истребляли и осуществляли геноцид, то ОБСЕ не сказала ни слова в нашу защиту, и я уверен, что если завтра нас снова будут душить, то ОБСЕ снова не скажет ни слова", - подчеркнул Б. Чочиев.

"Вы хотите признать территориальную целостность Грузии без тех 100 тысяч осетин, которые были изгнаны из Грузии и живут сегодня в Северной Осетии и России. Грузию в Совет Европы взяли с условием, что она примет закон о реституции имущества беженцев и вынужденных переселенцев, однако до сих пор, в течение нескольких лет такой закон не принят. Вы говорите об экономическом факторе, но подписано уже два Соглашения между правительствами России и Грузии об экономическом восстановлении зоны грузино-осетинского конфликта, которые, в отличие от России Грузия не только не выполняет, но и упрекает Россию в оказании помощи в восстановлении Южной Осетии. Реальная ситуация не соответствует тому, что Вы говорите, - указал Б. Чочиев. - Нас истребляли как нацию, нам устроили геноцид. Если, не дай Бог, Осетия когда-нибудь, останется в составе Грузии, то осетины в Грузии исчезнут, нас истребят - и это не пустые слова".

К. Манро возразил: "Вы несколько раз употребили слово "геноцид", однако, я хочу сказать, что здесь геноцида не было. Я действительно считаю, что употребление таких слов не помогает урегулированию".

Касаясь позиции британского дипломата о том, что массовые убийства людей по национальному признаку не являются геноцидом, министр процитировал слова бывшего президента Грузии Шеварднадзе, который характеризует произошедшие трагические события именно как геноцид. Чочиев также вновь выразил удивление по поводу того, что в Грузии правительство Саакашвили увековечивает память Гамсахурдиа, "который является таким же фашистом, как и Гитлер, а ОБСЕ продолжает хранить молчание". Манро отметил, что в прошлом все совершили ошибки, и, к сожалению, новое руководство также совершает ошибки, а миссия ОБСЕ в том, чтобы помирить враждующие стороны.