Пока в РФ не будет доступного кредита, не будет ни роста, ни инвестиций, считает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Об этом он, как передаёт корреспондент ИА REGNUM, заявил 15 мая на пресс-конференции, на которой бизнес-омбудсмен представил Дорожную карту развития несырьевого сектора экономики.

Этот документ, по словам Титова, определяет набор из девяти приоритетных секторов — локомотивов экономики, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом.

«Программу по стимулированию их развития предлагается реализовывать на базе пилотных проектов государственно-частного партнёрства — региональных и межрегиональных производственных кластеров как отправных точек роста, — рассказал Титов. — Отличие кластеров от форматов особых экономических зон, территорий опережающего развития и других аналогов состоит в том, что в их основе лежит принцип объединения участников в соответствии с цепочками кооперации и отсутствие жёсткой географической привязки к одной площадке».

По словам Титова, если говорить о общих ожидаемых результатах реализации дорожной карты в период до 2025 года, то эксперты оценивают рост добавленной стоимости на уровне 81%, увеличение число рабочих мест — на 42%, рост средней производительности труда на уровне, превышающем 58%. При этом рост ВВП должен достичь 5% в год.

«Базовые инструменты для обеспечения роста экономики России аналогичны международной практике — это доступ к капиталу, стимулирующая налоговая политика, разумная система тарифов, умеренно заниженный валютный курс, подавление только «немонетарной инфляции», сокращение регуляторных издержек, — уточнил Титов. — Но проблема в том, что в рамках существующей бюджетной и денежно-кредитной политики, главная цель которой — обеспечение доходов государственного бюджета в ущерб бюджетам домохозяйств и компаний, запустить устойчивый экономический рост практически невозможно».

При этом Титов признал, что одним из необходимых условий успешных экономических реформ в РФ является сильное государство.

«Это может прозвучать не очень благостно и хорошо для людей крайне либеральных взглядов, но надо признать, что самые большие экономические реформы проходили при сильном государстве, — констатировал Титов. — В государстве, которое могло управлять страной. Которое могло проводить свои решения. Поэтому элемент дирижизма на стадии формирования и реализации экономических реформ всегда присутствовал. И Сингапур, и европейские страны после войны — это всегда был общий элемент, который был необходим — устойчивость политической системы на стадии реформирования».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по мнению завкафедрой политической экономии РЭУ им. Г. В. Плеханова Руслана Дзарасова, экономическая политика правительства РФ по-прежнему ориентируется на неолиберальные ценности — финансовую стабилизацию за счёт интересов реального производства и жизненного уровня её населения.

«Я назвал бы этот курс неолиберальным, так как, если обратиться к фактам недавнего времени, то, насколько я помню, в мае 2017 года к нам в РФ приезжала миссия МВФ и проводила здесь консультации с руководителями экономических ведомств, — сказал Дзарасов корреспонденту ИА REGNUM. — На сайте российского отделения МВФ можно увидеть результирующие документы. Если прочитать их, то видно, что их рекомендации достаточно жёстко выполняются нашим правительством. Цель одна — обеспечить финансовую стабилизацию любой ценой и любым путём. А эта цена очень тяжела и для экономики, и для населения».