17 мая Комитет по собственности Государственной Думы РФ провел парламентские слушания на тему "О направлениях совершенствования земельного законодательства". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ГД. В дискуссии участвовали депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов власти, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, объединений и ассоциаций предпринимателей, частных предприятий, научной общественности и других общественных организаций.

Открывая парламентские слушания, председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский сказал, что "страна, имеющая такую серьезную аграрную историю, аграрное происхождение, стоит в начале серьезных фундаментальных изменений, когда земля станет основным объектом гражданского оборота в рыночных отношениях. Принятый в 2001 году Земельный кодекс, по-прежнему остается достаточно декларативным документом и, по существу, не позволяет сформировать настоящий рынок земли и использовать ее в ипотеке и в других экономических процессах". Участники парламентских слушаний обсудили проблемы и перспективы развития земельного законодательства России. Речь шла о блоке поправок, который должен "системно вывести Земельный кодекс на следующий уровень детализации" параллельно с рассмотрением внесенного Правительством РФ пакета законопроектов об изменениях и дополнениях в связи с принятием Земельного кодекса.

В своем выступлении В.Плескачевский коснулся ряда норм, которые, по его мнению, должны быть обязательно отражены при рассмотрении поправок к Земельному кодексу. Первое, это четкое разграничение межбюджетных отношений, которое "не будет сдерживать процесс появления собственников земли, единого целого объекта - земельного участка и здания и сооружения на нем, и подтолкнет ситуацию в сторону цивилизованного развития земельных отношений". Второй момент касается рассмотрения ряда самостоятельных законов - об обороте земель сельхозназначения, о разграничении государственной собственности на землю и закона о переводе земель из одной категории в другую, которые должны быть поглощены кодексом.

С конкретными предложениями по совершенствованию земельного законодательства, основанными на анализе реализуемых на практике положений Земельного кодекса РФ, выступили заместитель руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Елена Бондаренко, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра Ольга Иванникова. Мнения Комитета по аграрным вопросам и Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по обсуждаемым проблемам озвучили Геннадий Кулик и Мартин Шаккум. По словам Г. Кулика, самое главное, что беспокоит комитет по аграрным вопросам это "массовое разбазаривание сегодня пашни и сельскохозяйственных земель, когда земли пригодные для сельхозоборота отдают под строительство яхт- и гольф-клубов, дачных кооперативов". М. Шаккум рассмотрел проблему развития земельного законодательства с позиции создания рынка доступного жилья. Сегодня, отметил депутат, одной из наиболее распространенных форм взаимоотношений в жилищном строительстве является инвестиционный контракт. Однако действующее законодательство не достаточно защищает инвестора и зачастую выступает сдерживающим фактором по данному вопросу. Инвестор не может до окончания строительства оформить право собственности или аренды на застраиваемый участок в связи с отсутствием нормативной базы. Ставки кредитования в строительстве непомерно высоки и из этого следует дальнейшее увеличение стоимости жилья. Необходимо переходить к выделению земельных участков на конкурсной основе.

В заключение, участники парламентских слушаний высказали ряд рекомендаций: Государственной Думе - внести изменения в пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, исключив отсылочную норму к иным федеральным законам, которая затрудняет применение положений специальных законов в части ипотеки земли. Выработать единую позицию о целесообразности использования в законодательстве терминов "земельный участок" и "часть земельного участка", установив, что "часть земельного участка" не может являться самостоятельным предметом сделки. Включить в земельное законодательство нормы, предоставляющие лицам, владеющим земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве постоянного бессрочного пользования, право преимущественного выкупа или аренды указанных земельных участков. Определить порядок приобретения земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Определить порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае добровольного отказа лица от данного права, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления, который ранее предоставил земельный участок данному лицу на указанном праве, принять решение о его прекращении. Ввести в Земельный кодекс РФ положения, определяющие порядок перевода земель из одной категории в другую. Правительству РФ - завершить разработку проекта федерального закона, определяющего условия и порядок приобретения прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения; ускорить процесс разграничения государственной собственности на землю и установления порядка распоряжения не прошедшими процедуру разграничения государственными землями. Создать единую кадастровую систему оценки земельных участков; принять меры по ускорению процесса межевания, идентификации и кадастрового учета земельных участков в качестве объектов недвижимости.