18 мая в Москве состоялся круглый стол на тему "Будущее "непризнанных государств" на постсоветском пространстве. В обсуждении политики России в отношении Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Аджарии, Нагорного Карабаха приняли участие российские политологи и эксперты.

По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, сам по себе "проект СНГ" пришел на смену рухнувшего "проекта СССР", и его с самого начала следовало рассматривать как переходную форму. "Проект СНГ" был необходим до тех пор, пока бывшие страны Советского Союза не впишутся в новые региональные проекты. Россия управляла "очагами хаоса", этими "непризнанными государствами", оказывая помощь грузинским территориям, Приднестровью, Нагорному Карабаху, удерживая влияние в Содружестве. Прогнозируя развитие ситуации в Грузии, С.Белковский заявил, что по его данным, на решение "проблемы Южной Осетии" уже выделено 100 млн. долларов двумя грузинскими бизнесменами и одним американским, поэтому "до осени текущего года" Южная Осетия перестанет быть "непризнанным государством". "Россия ничего не сможет сделать", - сказал С.Белковский, подчеркнув, что к весне будущего года такая же участь ожидает и Абхазию. "Михаил Саакашвили опасен для России точно так же, как и привлекателен. И наоборот", - резюмировал С.Белковский, поздравив президента Грузии с эффективными шагами в сторону построения истинного федеративного государства, а грузин - с таким волевым президентом.

По словам С.Белковского, сегодня Россия поменяла свою политику в отношении этих территорий, создавая маленькое компактное государство внутри себя. "И это огромная ошибка". Политолог отметил, что сегодняшняя политическая элита "непризнанных государств" уже не может консолидировать общество. В частности, рассуждая о статусе Приднестровья, С.Белковский сказал, что рано или поздно это "искусственно созданное" государство придет к тому, чтобы отдать историческую Бессарабию Румынии, а оставшуюся территорию присоединит либо к России, либо к Украине, либо сохранит независимость. "Это соответствует интересам всех, в том числе и Европейского Союза", - отметил политолог.

С С.Белковским согласился эксперт Российско-Приднестровского информационно-аналитического центра Виталий Журавлев, отметив, что Россия постоянно "бегает по кругу", пытаясь решить тот или иной конфликт. Вот и в Приднестровье: миссия главы правительственного аппарата Дмитрия Козака потерпела полный провал, поскольку изначально шансов на реализацию подготовленного меморандума было немного, и все это понимали, - сказал В.Журавлев. "Если говорить о Приднестровье, в 2001 - 2002 гг. влияние России там резко снизилось. Политические элиты резко перерождаются. Владимир Воронин уже открыто говорит о необходимости интеграции не в российско-белорусский союз, а в ЕС. И это уже осознанная политика, в том числе и оппозиции". По мнению В.Журавлева, все движется к вытеснению российской армии из Молдовы. Эксперт подчеркнул, что в отношении кавказских "непризнанных государств" Россия действует по некому утилитарному плану: например, мы уходим из Аджарии, предварительно договорившись о целостности бизнеса и инвестиций в грузинской автономии. Особое внимание В.Журавлев уделил политике МИД РФ, назвав ее "вульгарно-позитивистской". "МИД сдает интересы России, забывая проблемы русскоязычных государств", - сказал эксперт, отметив, что создается впечатление, будто эти дипломаты просто не умеют работать вне советской идеологизированной системы.

Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов особый акцент в своем выступлении сделал на том, что причины возникновения и проблем "непризнанных государств" следует искать не только и не столько во внешних влияниях, а скорее во внутренних. "В отношении Чечни ведь всегда говорили о нефти, но нефть есть и в Татарстане, и в Башкирии, и в Тюменской области, однако подобных процессов там не происходит", - сказал С.Маркедонов. - "Все дело во внутренних процессах, в войнах в том числе". Эксперт подчеркнул, что сегодня многие страны СНГ претендуют на "этническую собственность на землю", добиваясь того, чтобы единственный этнос доминировал над всеми остальными. "Абхазия тоже пыталась установить концессуальную демократию. Но этот проект рухнул". С.Маркедонов назвал политику России непоследовательной, и с этим определением согласились все присутствовавшие эксперты: "Россия сначала поддерживала Эдуарда Шеварнадзе, фактически пригласив Грузию в Абхазию, а теперь не знает, что делать". В "непризнанных государствах" уже сформировалась новая идентичность, с которой нужно считаться: "С 1988 года у Нагорного Карабаха нет никаких связей с Азербайджаном, у него уже давно своя легитимность", - сказал эксперт.

Выступая на круглом столе, генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов обратил внимание коллег на то, что в Нагорном Карабахе вообще не осталось российских компаний, тем не менее похвалив Аркадия Гукасяна за то, что президент республики добился представления Нагорного Карабаха, как равноправного участника переговоров в Будапеште. Однако М.Дианов заметил, что эти переговоры теперь могут стать нескончаемыми и достаться по наследству следующим главам стран. Касаясь вопроса Грузии, эксперт воздержался от поздравлений М.Саакашвили с эффективной политикой по объединению территорий, подчеркнув, что внутренние конфликты все равно не угаснут, а будут разрастаться. "Благодаря политике президента Грузии у его преемника будут огромные проблемы". "В отношении "непризнанных государств" Россия постоянно меняет свою позицию. Я не понимаю, почему, например, до сих пор нет нашего консульства в Приднестровье, там ведь 80 тыс. людей с двойным гражданством проживает. Вместо этого Россия почему-то соглашается с Ворониным, а не со Смирновым. И дипломат Зубаков, несмотря на провалы, почему-то получает повышение", - сказал М.Дианов, выразив уверенность, что Россия уйдет из Приднестровья. Помимо этого, эксперт заметил, что хорошо бы, чтобы Россия обратила внимание и на Калининград, который может превратиться в новое "непризнанное государство": "Балтийская партия" там уже существует", - подытожил М.Дианов.

В ходе обсуждения эксперты также говорили о проекте Баку-Джейхан, назвав его "исключительно политическим" и "абсолютно нереальным". Политологи сошлись во мнении, что реализация подобного проекта возможна лишь в случае, если Казахстан распишется "в вечной преданности" России. Завершая дискуссию, эксперты резюмировали, что Россия должна стать "правовой империей, ставя во главу угла соблюдение прав человека в странах СНГ, а не просто поддерживая национальное самоопределение. "Россия еще не научилась проводить свою политику через неправительственные организации в странах СНГ, как это делают США, тем не менее у нашей страны есть сильное идеологическое преимущество, которое нужно использовать".