Родился в 1967 в Риге, учился в 1-й Рижской средней школе, которую окончили многие известные латышские политики, например, предпоследний премьер Эйнарс Репше. Высшее образование получил в Московском институте электронной техники по специальности "технолог микросхем", во время учебы женился на москвичке, в 1991 вернулся в Латвию, с 1992 на дипломатической службе. В 2002 направлен на учебу в Англию, где параллельно изучал принятие стратегических решений в военном колледже и международные отношения в Кингс-колледже Лондонского университета. Имеет двух сыновей и дочь. Беспартийный.

Г-н Бауманис, в последние годы отношения между Латвией и Россией колеблются в диапазоне от плохих до очень плохих. Как это сказывается на деятельности консульской службы МИД Латвии?

Практически не сказывается. Мы по своей линии пытаемся поддерживать хорошие деловые отношения, так как одна из наших важнейших задач - оказание консульской помощи жителям Латвии, находящимся в России, соответственно та же задача стоит и перед российскими коллегами, а здесь без взаимодействия не обойтись. У меня очень хорошие профессиональные контакты с руководителем консульской службы российского посольства в Латвии, свидетельство чему - обмен номерами мобильных телефонов. Так что г-н Кутейников постоянно находится от меня на расстоянии телефонного звонка.

А есть ли постоянные рабочие контакты на уровне руководства консульской службы МИД России?

По установившейся практике с консульской службой страны пребывания контактирует консул представляемой страны. Но консульские консультации на уровне руководителей служб обычно проходят раз в год поочередно в каждой из стран. В 2003 г. я проводил их в Москве с Паузиным Львом Николаевичем, 1-м заместителем директора консульского департамента МИД России.

Какие проблемы вы тогда признали наиболее актуальными во взаимоотношениях между консульскими службами?

Мы достаточно твердо стоим двумя ногами на земле, и нам надо обеспечить, чтобы люди могли спокойно ездить друг к другу в гости. На последней из проведенных консульских консультаций глобальными вопросами мы не занимались, была конкретная работа - согласование проекта договора об упрощенном пересечении границ между Россией и Латвией. Мы договорились в быстром темпе продвигать этот проект в наши правительства, чтобы он скорее был подписан, и вступил в силу. Потом со стороны России появились задержки, как я понимаю, технического характера. А потом появились сложности и на нашей стороне.

?!

Аналогичный проект разрабатывался и в ЕС, касался он взаимоотношений Евросоюза с третьими странами. Так что подготовленный нами с российскими коллегами проект до сих пор открыт, так как необходимо дождаться решения на уровне Евросоюза, чтобы потом не заниматься исправлениями уже действующего соглашения; пока находимся в режиме ожидания.

В связи со вступлением Латвии в Евросоюз, Латвия вынуждена была отказаться от института срочных виз. Как это повлияло на количество россиян, пересекающих границу с Латвией.

В ЕС института срочных виз нет, то есть ускоренное визовое обслуживание за большие деньги там получить невозможно. Но это не означает, что в 100% случаев претендентам на получение виз надо ждать какой-то незыблемый срок. Если у россиянина стряслось с родственниками в Латвии несчастье, или случились форс-мажорные обстоятельства в бизнесе и т.д., то вопрос выдачи визы рассматривается в ускоренном порядке. То есть принцип "срочной визы" заменен принципом "ускоренной визы при определенных условиях". Консул эти условия может рассмотреть и за 48 часов, и при необходимости - немедленно. На поток россиян, въезжающих в Латвию, это никак не повлияло. При принятии решения в каждом конкретном случае консул должен убедиться, что все необходимые условия соблюдены, и въезжающий человек не создаст проблем для Латвии.

Каковы эти условия?

Главное требование - чтобы задекларированная цель визита соответствовала фактической. Затем обязательная уплата визового сбора, наличие страховки, соответствующим образом заполненные необходимые документы и, конечно, приглашение. Разве это сложно? Это - не сложно. Значительно сложнее, когда консульские работники требуют личного прибытия в посольство желающего получить визу, а к доверенности относятся с предубеждением, не так ли?

Доверенность отнюдь не исключена, но у консула есть право вызвать в случае сомнения на интервью любого. Кстати, политические деятели, крупные российские чиновники и предприниматели довольно часто прибегают к использованию доверенностей и не стоят в очереди у консульства. Кстати, то же относится и к туристам. Мы их в посольстве видим редко, их представляют сотрудники аккредитованных при посольстве туристических компаний.

В некоторых европейских странах была достаточно широко распространена практика выдачи виз в момент прибытия на границу, литовцы изрядно облегчили визовой режим для туристов из России. Какова в этом смысле стратегия консульского департамента МИД Латвии, видите ли вы противоречие между интересами государства и вполне разумным подходом в облегчении возможности гостям как можно быстрее и активнее опустошать свои кошельки на территории Латвии?

Если вы, говоря о выдачи виз туристам на границе, имели в виду Кипр, то с 1 мая такого больше быть не может, ибо иное противоречило бы законодательству Евросоюза, за исключением трех случаев: официальные делегации, причины гуманного характера и смена экипажей морских судов. Что же касается наших южных соседей, то литовцы упразднили необходимость приглашения для получения виз, но не самих виз в консулатах. Да, на данный момент визу в Литву оформить легче, чем в Латвию, так как упразднен процесс проверки человека, обратившегося за визой. Но это при членстве Литвы в ЕС не может продолжаться долго. Как только она реально начнет работать в рамках Шенгенского соглашения, то ей придется скорректировать свою практику, так как в соответствии с этим соглашением консул должен быть уверен в том, что цель поездки соответствует заявленной, а также знать, где конкретно въезжающий будет пребывать и что делать. С моей точки зрения, оптимальный способ получить ответы на эти вопросы - система приглашений.

Тем не менее, динамика роста количества российских туристов, посещающих Литву, в сравнении с Латвией явно не в пользу Латвии, хотя среди всех зарубежных гостей, прибывающих в Латвию, россияне оставляют здесь больше всего денег: в первом квартале этого года - 3,8 млн. латов (6,87 млн. долл. по состоянию на 18.4.2004 - ИА REGNUM). Как ваша служба может стимулировать приток туристов в Латвию или хотя бы помогать туристическим компаниям увеличивать количество гостей?

Все изменения в законодательстве последних лет никогда не сказывались отрицательно на притокe туристов, напротив - их количество растет. И то, что мы отказались от системы туристических ваучеров, не повлекло за собой хотя бы одной жалобы от туристических фирм. И это понятно: рынок туристических услуг стал шире, т.к. теперь и у отелей появилась возможность напрямую приглашать туристов, меньше стало посредников. Кроме того, система приглашений дала возможность латвийскому туроператору более тщательно смотреть на тех людей, которых они везут в Латвию. Если раньше наш туроператор понятия не имел, кому посредник в России продаст ваучер, а отсюда было и достаточно неприятностей, влекущих за собой дополнительные накладные расходы, то теперь он обладает достаточной первичной информацией о том, кого придется обслуживать.

Да, туристам в Латвию стало приезжать проще, а как быть "индивидуалам", особенно в летний период, когда очереди в консульский отдел латвийского посольства в России, как в винный отдел времен борьбы с алкоголизмом в СССР? Есть ли варианты, чтобы люди, едва ли не неделями пробивались к консульским окошкам?

Есть, и один - реконструкция всего комплекса посольства в Москве, где объем визовых запросов в сезон отдыха вырастает примерно в шесть раз. Впечатляющий проект стоимостью 2,2 млн. латов уже разработан, средства изыскиваются.

Не за счет ли повышения визового сбора?

В том числе и за счет этого источника: одноразовые и двухразовые визы сейчас стоят 35 евро, но снизилась цена на многоразовые визы с 80 евро до 70. Скорее всего, уже к следующему лету у консульского отдела нашего посольства в Москве новые помещения будут значительно просторнее нынешних, конечно же, станет и больше окон обслуживания. В конце концов-то, дело не в длине очереди, а в том, как быстро она движется.

Снижение стоимости многоразовой визы - дело хорошее, но не секрет, что есть масса претензий по поводу того, что россиянину, купившему в Латвии недвижимость, получить многоразовую визу не просто. В чем здесь дело?

Дело в том, что очень часто недвижимость эта такого состояния, что консул не видит достаточного обоснования в требовании многократной визы. Если недвижимость такова, что проживать в ней длительное время невозможно, то появляются обоснованные предположения, что она - лишь повод для получения льготной визы, а истинная цель приезда в Латвию не имеет ничего общего с заявленной.

Так вариантность целей невелика - или отдых, или работа?

В любом случае, согласно законодательству Евросоюза цель необходимо указывать. Если отдых, то мы должны знать, что к нам едет турист, если бизнес, необходимо убедиться в его наличии, уплате налогов. И все это определяется при оформлении приглашения.

А человек, который владеет, скажем, домом или квартирой, он - что? - тоже должен предъявить приглашение на посещение собственного жилья?

Опять-таки в зависимости от цели. Если человек говорит, что будет на выходные приезжать в свою квартиру в Юрмалу, то многоразовую визу получит. Конечно, не на год, а максимум на квартал, так как недвижимость может быть им продана в любой момент. В случае же с бизнесом годовую визу получить элементарно. Кстати, в 2003 г. мы в Москве выдали 46000 виз, добавьте к этому 20000, выданных в Петербурге, и 5000 в Пскове, то есть совокупно 71000. А за первых три месяца этого года россияне получили почти 34,5 тыс. виз, и судите сами, какой вклад вносит консульская служба МИД Латвии в предоставлениe возможностей соседям посещать нашу страну.

А как изменилась структура мотивации приездов?

Изрядно увеличилось количество туристов и бизнесменов. Значительно меньше стало частных визитов. И это понятно, с 1991 г. после развала Союза личные, дружественные связи по различным причинам ослабли.

Одна из важнейших функций консульской службы - защита интересов граждан, а в уникальном случае Латвии - и постоянных жителей Латвии со статусом негражданина, за рубежом. И как вы, как руководитель консульского департамента МИД, можете оценить эту потребность в России?

Люди ездят все больше, соответственно и потребность в защите их интересов растет, но каких-то особых всплесков в России я не замечаю в отличие, скажем, от третьих стран. Жители Латвии все чаще стали бывать в доселе для нас экзотических странах, где у нас есть только почетные консулы, то есть лица, отправляющие те или иные функции на общественных началах. Они подключаются к решению проблем, связанных с утратой документов или денежных средств. Когда же, например, в Новой Зеландии погибли наши альпинисты, большую помощь оказал консул Швеции, а в Эквадоре попавших в тюрьму невинных латвийских моряков довольно быстро вызволил консул Великобритании.

В Россию введена регистрация приезжих. Сколь часто в связи с этой процедурой граждане Латвии обращаются за консульской помощью в посольство в Москве?

Настолько часто, что один из вице-консулов совместно с техническим работником только этим и занимается: ездит по милициям, тюрьмам и судам, принимает в день по 20-30 заявлений о пропавших документах, выдает гарантии на возвращение, то есть временные краткосрочные паспорта.

Часто ли приходится вызволять людей из российских правоохранительных органов? Сколь обоснованы эти задержания и аресты?

Увы, как правило, обоснованы. Я в своей практике не припомню, чтобы обвинения в совершении уголовных преступлений приезжими из Латвии не находили подтверждения.

Кроме Москвы консульские службы МВД Латвии есть еще в Санкт-Петербурге и Пскове. А как вы помогаете гражданам Латвии к востоку от Москвы?

Двумя путями: или почетным консулом в конкретном субъекте Российской Федерации, или посредством ближайшего к месту происшествия консула любой из стран Евросоюза.

Три правительства назад было принято решение об открытии консульства Латвии в Калининграде, а воз и ныне там. Что не дает телеге двигаться?

Отсутствие разрешения областной администрации на движение телеги. У нас там находится сейчас вице-консул, обеспеченный всем необходимым для выдачи виз, но если он начнет выполнять свои функции без официального разрешения субъекта федерации, то это станет нарушением законодательства России, на что, естественно, мы пойти не можем.

Какими мотивами руководствуется калининградский губернатор, не давая добро на открытие консульства?

Неизвестно. На шесть наших запросов получено шесть отрицательных ответов, российская сторона причину отказов объяснять не обязана, и до этого не нисходит. О логики принятия решения можно только догадываться. Шведы, например, открыли свое консульство без особых проблем, а МИД Германии ждет ответа с полгода, поляки ждали полтора. Не исключаю, что администрация Калининградской области, находящейся почти что в центре Европы, не готова быть одинаково открытой для всех европейских стран, желающих иметь свои консулаты в регионе.

После того, как Латвия вступила в ЕС, российским путешественникам и перевозчикам надобно теперь пересекать одну границу, чтобы попасть на запад. Чего вам добавила такая ситуация: работы, ответственности - вы крайний на границе?

Крайними мы станем тогда, когда начнем выдавать Шенгенские визы. Произойдет это года через 3-4, но мы к этому уже готовимся. Проблемы в основном стоят технические - присоединение нашей визовой информационной системы к европейской, которая, кстати, будет создана в течение ближайших пары лет и соединится с информационной системой Шенгенской зоны, на что также уйдет еще года два.

Отчего такая задержка?

Давайте вспомним, что Шенгенская система начала конструироваться в 1985 г., а реально заработала через 10 лет. И явление это значительно моложе Евросоюза, подлежит тщательной отладке, особенно со вступлением в ЕС новой десятки государств.

При этом кроме всего прочего, Латвия уникальна еще и тем, что наряду с гражданами почти полмиллиона человек обладают исключительным для Европы статусом негражданина. Граждане стран ЕС, как известно, могут свободно передвигаться по территории единой Европы, а что неграждане Латвии? Являются ли они для консульской службы МИД Латвийской республики субъектами особого сорта?

Давайте начнем с того, что во всех странах Евросоюза есть категория жителей, которые гражданами не являются, например, турки в Германии. Их преимущество по сравнению с негражданами Латвии заключается в том, что Германия с 1995 г. находится в зоне действия Шенгенского соглашения. У новых стран ЕС аналогичная возможность появится, как я уже говорил, через 3-4 года, тогда внутренние границы исчезнут и для неграждан Латвии. Пока же на текущем этапе задача латвийской консульской службы заключалась в том, чтобы возможности для передвижения неграждан Латвии по Европе не ухудшились. Эта задача решена: без виз они могут попадать в Данию, Литву и Эстонию.