"Путем Норвегии".

(Приложение к "Ведомостям" "Форум" - Инвестиции в Красноярский край, 18.05.04)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ ПО КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ, ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1993-1998 ГГ. ВАЛЕРИЙ ЗУБОВ

- Каковы, по-вашему, основные достоинства и недостатки в экономике Красноярского края?

- Красноярский край в уже созданной экономической инфраструктуре страны входит в первую пятерку регионов по масштабам промышленного производства. Специализация Красноярского края - цветная металлургия. В этой нише мы конкурируем и на мировом рынке. Поэтому, говоря о том, что у региона высокий потенциал, я добавил бы следующее замечание. На состоянии региона отрицательно сказывается его географическое положение, удаленность от потребителей продукции, а если мы говорим о производстве алюминия, о бокситах, то и от поставщиков. И поэтому потенциал региона зависит от сотрудничества между предприятиями, работающими в разных производствах. Та же алюминиевая промышленность сразу будет неконкурентоспособна, если она будет действовать в крае только одна. Ведь из-за географического положения края поставки из других регионов будут очень дороги.

А когда к алюминиевой промышленности добавляется местная добыча угля, когда к алюминиевой промышленности добавляются дешевые местные транспортные услуги, производство становится весьма рентабельным. Когда к алюминиевой промышленности добавляются другие производства, которые частично могут компенсировать затраты по энергии, тогда растет и потенциал всего Красноярского края. Без низких местных тарифов, без местных смежных производств алюминиевые заводы просто не выдержат.

Следующее замечание касается того факта, что край очень большой и неоднородный. На промышленной карте края есть яркое пятно в виде "Норильского никеля" на севере Норильского промышленного района и есть пятно в виде города Красноярска. Рядом есть еще примыкающий к городу Красноярску город Ачинск и два закрытых города под номерами 26 и 45, плюс Бородино со своими угольными разрезами. Остальные районы и города достаточно далеко находятся и от Красноярска, и от рынков сбыта. Из-за этого также возникают сложности.

Социальная часть в крае должна все равно существовать, и край должен нести расходы по ее содержанию. Представьте, например, зону Нижнего Приангарья, куда можно добраться только самолетом.

Но при этом ни один рейс не окупается. То есть внутренняя авиация в Красноярском крае не может жить без дотаций. А без авиации просто нет транспортной связи ни, скажем, с Туруханском, ни с Кодинском, ни с Матыгино. Эти условия значительно понижают инвестиционный потенциал края. Это проблема.

- Какие отрасли, по вашему мнению, наиболее перспективны с точки зрения инвесторов?

- В обозримом будущем в авангарде развития края будет, безусловно, цветная металлургия и все, что связано с цветной металлургией. Цветная металлургия, примыкающая энергетика, уголь, нефтеперерабатывающая промышленность - это основные объекты, которые могут быть интересны инвесторам. Рядом стоит лесная отрасль. Кстати, она в перспективе наиболее привлекательна. Это единственный возобновляемый ресурс. Если правильно построить схему лесопользования, то для России эта отрасль станет статьей дохода номер один. Это вечная отрасль. Поэтому для тех, кто хочет вложить "долгие" деньги, имеет смысл инвестировать именно в лесную отрасль.

Интересный для вложений проект - создание международного транспортного узла на базе местного аэропорта "Емельянове". Сама жизнь уже определила, что так оно и будет. Вопрос в том, будет ли создавать этот узел в одиночку компания KrasAir, или будут инвестиции от каких-то других структур, или в этом проекте также поучаствует администрация края. Аэропорт "Емельяново" сегодня может принимать самолеты любого класса. Никуда не денется Красноярский край и как железнодорожный узел, так как он стоит на Транссибе. Ничего плохого в ближайшем будущем не произойдет и с угольной отраслью. Можно вкладываться и в уголь. Шестнадцать регионов получают уголь из Красноярского края.

Но я должен сказать, что, на мой взгляд, все-таки самыми перспективными сегодня объектами инвестирования будут производства, связанные с более углубленной переработкой сырья и практическим приложением науки в области цветной металлургии и в лесной отрасли.

- Администрация Красноярского края в лице губернатора Александра Хлопонина, в лице вице-губернаторов заявляет о том, что край находится в слишком сильной зависимости от цен на сырье и необходимо диверсифицировать источники дохода, промышленность края. Как вы считаете, что для этого нужно сделать и возможно ли это в принципе?

- Вы можете диверсифицировать источники дохода, только отдавайте себе отчет, что для этого вам понадобится. Для этого вам надо будет как минимум построить еще один Норильский комбинат, еще одну Красноярскую ГЭС, алюминиевый завод, угольные разрезы и т.п, то есть предприятия, работающие в других отраслях, которые будут сопоставимы с этими гигантами по объему производства и доходам. 85% всех налогов края связаны с цветной металлургией. Давайте отдавать себе в этом отчет. Если у вас есть такой объем средств, то вы, конечно, можете говорить о серьезной диверсификации. Если же вы создадите 1000, 10 000 малых предприятий, то предприятий, конечно, будет много, а по налогам, по занятости, по объемам производства показатели все равно будут низкими. Надо точно оценивать предлагаемые решения.

Обратите внимание и еще на один момент. К числу каких стран относятся Канада, Норвегия, Австралия? Самых высокоразвитых. И у них нет никакого комплекса по поводу того, что основной источник их дохода - добывающие отрасли. Где самый высокий уровень жизни? В Норвегии. Когда в послевоенный период австралийцы строили стратегию развития своей страны, то исходили из того, что в стране будет жить лишь несколько миллионов человек. В Японии же - 120 млн. Австралийцы сделали вывод, что Япония все равно сделает промышленный рывок, потому что ресурсов у них нет, а людей много. И Японии потребуется сырье. И Австралия тогда получит большой рынок сбыта своей продукции, которую она сможет продавать по стабильно высоким ценам. Поэтому Австралия умышленно построила свою стратегию развития на добывающих отраслях и вошла в число самых развитых стран мира. А когда она за счет развития добывающих отраслей получила высокий уровень жизни, то стала к тому же и местом, где приятно отдохнуть. Поэтому в отраслевой специализации нет ничего ущербного. Так что не надо ломать ту структуру экономики, которая задана самой природой, природными ресурсами.

В Красноярском крае нет той численности населения, которая есть, скажем, в Шанхае. Мы никогда не сможем конкурировать с китайцами по трудоемким видам производства. Избрав этот путь, мы заранее будем обречены на поражение. Потому что с точки зрения трудозатрат Китай всегда будет конкурентоспособнее. Плюс у Китая, Вьетнама, Камбоджи и других таких стран всегда будут более предпочтительные климатические условия. Им же не надо тратиться на отопление.

Поэтому надо пробиваться не в новых отраслях, экзотических для Красноярского края, а делать существующие производства более современными, соответствующими современным условиям производства. Нужно развивать то, в чем мы уже добились успеха, надо повышать производительность труда, надо внедрять в цветную металлургию новые научные разработки.

Я вам приведу простой пример. Если вам природа дала два метра роста, из вас акробат никогда не получится. Уж вы выберите либо баскетбол, либо волейбол. И наоборот, если у вас рост 165 см, то становитесь акробатом.

Поэтому нужно не новые производства придумывать, а в рамках действующей структуры каждое звено делать более эффективным. Это мой ответ на эту часть вопроса.

- Но как тогда избавиться от сырьевой зависимости?

- Избавиться от зависимости от цен на сырье мы можем двумя способами. Первый нереалистичный. Мы уже с вами его рассмотрели. Отстроить новые предприятия, по объему сопоставимые с "Норникелем", предприятиями "Русала", с Красноярской и другими ГЭС в обозримом будущем просто невозможно. Но есть второй путь - финансовая страховка. В России создали стабилизационный фонд. А почему край этого не сделал? Ведь впервые о необходимости создания фонда было сказано четыре года назад. И я говорил об этом. Когда произошел скачок цен, скажем, по палладию, что сделала краевая власть? Они решили, что так будет всегда, и поэтому приняли целый ряд программ, которые из этих денег и финансировались. Но потом, естественно, надо было поднять заработную плату, потому что выросли цены. Как только подняли зарплаты, то выяснилось, что те социальные программы, которые были приняты в 1999-2000 гг., невыполнимы. А надо было просто заранее создать в крае стабилизационный фонд, который бы и снизил зависимость от колебания сырьевых цен. Так и делает Норвегия.

Далее, нужно не болтать по поводу присвоения природной ренты, а давать жителям часть в собственности. Это и делает Норвегия. Она же не просто создала стабилизационный фонд, она расписывает средства по каждому едоку.

И эти средства инвестируются, сохраняются и растут. Я думаю, что теперь именно в этом направлении и надо работать.

"Сырье - навсегда".

(Приложение к "Ведомостям" "Форум". 18.05.04. Федор Трегубенко, финансовый аналитик Brunswick UBS)

Серьезно диверсифицировать промышленность в Красноярском крае практически невозможно. Обусловлено это несколькими причинами - географией и наличием в регионе определенных предпосылок для развития именно сырьевых отраслей.

Большую роль играет отдаленность от Центральной России, Европы, если говорить о географических условиях для машиностроительных отраслей. Любое производство из-за удаленности края от развитых центров промышленности и торговли, от рынков сбыта будет слишком дорогим. И продукция будет неконкурентоспособной.

Можно, конечно, производить что-либо исключительно для местного рынка. Но это может быть лишь мелкое производство.

Конечно, край находится близко к Китаю. Но, как известно, Китай сейчас больше нуждается в сырьевых ресурсах, нежели в товарах народного потребления, в продуктах перерабатывающих отраслей. Китайцы сами готовы инвестировать средства в сырье, чтобы замкнуть производственный цикл на себя.

Ввиду этих причин край всегда был благоприятен для развития именно добывающих отраслей. При этом и крупные сырьевые компании, которые там функционируют, можно сосчитать по пальцам. Это в первую очередь "Норильский никель", бизнес которого сосредоточен на Таймырском полуострове. Вложения в другие отрасли, кроме добывающих, "Норникель" явно делать не будет. Да, они купили золотодобывающую компанию "Полюс". Но это тоже добывающая отрасль. "Русский алюминий" - другая крупная компания в крае. Компания обладает дешевыми энергоресурсами. Наличие двух крупнейших ГЭС в России - Красноярской и Саяно-Шушенской - обуславливает то, что исторически в крае строятся алюминиевые заводы. И, видимо, пока на этом будет делаться основной упор.

Край также богат другими полезными ископаемыми, в частности золотом. На золото и надо делать основной упор. То, что действительно там можно еще развить, - это золотодобывающая промышленность. Поэтому я считаю, что в больших масштабах развивать другие отрасли, кроме добывающих, в Красноярском крае практически невозможно. Понятно, что какие-то незначительные предприятия функционируют и в других отраслях, но они не вносят серьезного вклада в экономику края по сравнению с отраслевыми, сырьевыми компаниями. Конечно, там можно строить какие-то мелкие заводы в любых отраслях. Но я повторяю: это не даст значительных поступлений в экономику. Есть еще уголь, лес. Но это тоже лишь сырье. Таким образом, Красноярский край, как, впрочем, и вся страна, привязан к своим природным ресурсам.

И здесь ситуацию изменить сложно. Сейчас при таких высоких ценах на сырье страна хорошо себя чувствует, и в основном крупные деньги получают добывающие, нефтяные компании. Получив деньги, они снова вкладывают их в добычу полезных ископаемых. Конечно, не исключено, что какие-то средства в другие отрасли будут вкладывать акционеры этих сырьевых компаний, но не сами компании.

Нет смысла тому же "Русскому алюминию" вкладывать деньги в строительство какого-нибудь хлебного завода. Сам Олег Дерипаска, конечно, может вложить деньги куда угодно. Но и тут есть проблема. Принимая во внимание высокий рост цен на сырье, сейчас наиболее рентабельно именно развитие сырьевых отраслей. На этом инвесторы и концентрируются. У того же "Норникеля" средняя рентабельность - в пределах 50%. А средняя рентабельность в обрабатывающей промышленности значительно ниже. Так что привлечь серьезных инвесторов чем-то кроме сырья Красноярскому краю будет очень сложно.

"Единство ради денег".

(Ведомости. 18.05.04. Виталий Иванов)

Таймыр и Эвенкия готовы слиться с Красноярским краем

Угроза потери с 2005 г. поддержки федерального бюджета в 2 млрд руб. подталкивает Таймыр и Эвенкию к объединению с Красноярским краем. Но чтобы оно состоялось, властям придется проявить чудеса политического менеджмента.

Как рассказал "Ведомостям" источник в администрации президента, замруководителя администрации Владислав Сурков проводит консультации по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в 2004-2005 гг. с губернаторами этих регионов.

Округа входят в состав края и согласно Конституции являются равноправными с ним субъектами Федерации. По принятым в 2003 г. поправкам к федеральному закону об общих принципах организации органов госвласти в регионах с 2005 г. значительная часть полномочий, а также доходов автономных округов переходят регионам, в состав которых они входят.

Объединение субъектов должно одобрить большинство избирателей в каждом из них при явке не ниже 50% от общего числа имеющих право голоса. В 2003 г. на своих референдумах за объединение высказались Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Губернаторы края и Таймыра Александр Хлопонин и Олег Бударгин (оба выходцы из "Норильского никеля") против идеи объединения никогда не выступали, хотя и "за" высказывались довольно сдержанно. А губернатор Эвенкии Борис Золотарев (бывший работник "ЮКОСа") долгое время отстаивал самостоятельность своего округа.

По словам вице-губернатора Красноярского края Юрия Олейникова, решение по объединению края и округов пока не принято, а федеральные и региональные чиновники обсуждают его возможные социально-экономические последствия.

К объединению регионы подталкивает перспектива потерять финансовую помощь из федерального бюджета. По данным Золотарева, Эвенкия в 2004 г. напрямую получит от Москвы около 800 млн руб., а Таймыр - почти 1,2 млрд руб.

При этом в соответствии с новой редакцией закона о региональных органах власти с 2005 г. средства из федерального бюджета должны перечисляться округам через краевую казну, и на основе ее параметров Минфин будет рассчитывать размер дотаций. Край является регионом-донором и даже с учетом дефицита бюджетов округов, говорит член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков, не сможет претендовать на федеральную помощь. Таким образом, сетует сенатор, краевой бюджет обременят дополнительные расходы примерно в 2 млрд руб. Золотарев говорит, что он и Хлопонин с Бударгиным понимают, что "у края лишних денег нет".

По словам эвенкийского губернатора, он продолжает считать объединение "вредным мероприятием", но оно может помочь регионам "получить гарантии" того, что потерянная помощь из федерального бюджета будет компенсирована, а также привлечь инвестиции в инфраструктурные проекты. По словам Золотарева, край и округа готовят каждый свои предложения федеральному центру относительно "цены" объединения. Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов говорит, что министерство уже предложило правительству внести поправки в Бюджетный кодекс, по которым при объединении регионов им в течение трех лет будет гарантирована федеральная поддержка в прежних объемах.

По словам чиновника краевой администрации, Хлопонин пока не уверен, что сможет обеспечить явку на краевой референдум. Например, на президентских выборах явка в крае была самой низкой по стране (51, 1%), а за Владимира Путина проголосовало только 60, 3% избирателей (при общероссийском результате 71, 3%).

Олейников признался, что в настоящее время в крае и округах проводятся социологические исследования, призванные выяснить отношение населения к объединению, но не поделился их результатами. А по данным Золотарева, 98% населения Эвенкии пока настроено против слияния с краем. По информации источника в администрации президента, там располагают предварительными данными опросов по краю, которые тоже "неутешительны".

Ростислав Туровский из Центра политических технологий напоминает, что успех референдумов по объединению в Пермской области и Коми-Пермяцком округе объясняется тем, что они были совмещены с выборами в Госдуму. "В Красноярском крае и его округах референдумы необходимо совмещать хотя бы с краевыми выборами [ближайшие - в Законодательное собрание - состоятся в 2007 г.], иначе обеспечить явку вряд ли получится", - полагает эксперт.

Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский вчера заявил журналистам, что объединение Красноярского края и Таймырского и Эвенкийского округов - лишь "вопрос времени". "Это [объединение] объективно... - цитирует слова Драчевского "Интерфакс". - Не важно, через год или через два оно произойдет".

"Инвестиции в равноудаленный край".

(Приложение к "Ведомостям" "Форум" - Инвестиции в Красноярский край. Ф.Сваровский 18.05.04)

Подобно экономике России, экономика Красноярского края более всего зависит от цен на природное сырье. Именно это положение дел навело губернатора края Александра Хлопонина на мысль пригласить в регион новых производителей товаров и услуг, чтобы обезопасить край от возможного кризиса в случае падения мировых цен на полезные ископаемые.

На стороне инвестора

Чтобы привлечь в край новых инвесторов, администрация края при помощи газеты "Ведомости" 16-17 апреля провела в Красноярске инвестиционный форум регионального развития "Красноярский край - 2004".

По стечению обстоятельств форум проходил как раз в момент обострения отношений между РАО "ЕЭС России" и холдингом "Базовый элемент" - акционерами строящейся на территории края Богучанской ГЭС. Так что фактически пленарные заседания форума начались с пикировки между председателем правления алюминиевого холдинга Олегом Дерипаской и членом правления РАО ЕЭС Василием Зубакиным. Но уже в перерыве между выступлениями губернатор продемонстрировал, на чьей он стороне, публично подписав с Дерипаской договор о сотрудничестве. По словам Хлопонина, он не то чтобы склонился на чью-то сторону в споре вокруг Богучанской ГЭС, а просто предпочитает налаживать отношения с теми инвесторами, которые прямо сейчас готовы вливать в Красноярский край крупные средства. И Дерипаска со своим холдингом как раз такой инвестор. Возможно, глядя на этот прецедент, будущие инвесторы в экономику края будут чувствовать себя более спокойно, надеясь на то, что Хлопонин и в следующий раз в случае их конфликта с государственными монополистами, а глядишь, и с самой федеральной властью выступит на их стороне.

Программа поддержки

Но любовь администрации края к инвесторам выражается еще и в финансовой поддержке. По словам заместителя губернатора края Анатолия Тихонова, важным средством привлечения инвестиций станет предоставление налоговых кредитов. "По бюджетному кодексу мы имеем право предоставлять кредиты по налогу на прибыль и налогу на имущество, - говорит Тихонов. - При этом ставка пользования кредитом минимальна и составляет 10%". Также администрация предусмотрела и механизм государственных гарантий Красноярского края на часть инвестиций. Обращает на себя внимание и такая инициатива, как создание Корпорации развития края. По словам Хлопонина, вложив в 2004 г. в корпорацию $35 млн бюджетных средств, администрация края надеется сформировать ее капитал на уровне не менее $100-120 млн, что позволит запустить ряд отраслевых проектов общей суммой $500-600 млн. Правда, предупреждает Хлопонин, деньги из бюджета, инвестиционно-налоговые кредиты, лицензии, концессии будут предоставляться проекту только в том случае, если частные инвестиции в каждый проект корпорации будут кратно превышать вклад бюджета.

Инвесторы и проекты

Помимо представителей крупных сырьевых компаний интерес к развитию своего бизнеса в Красноярском крае проявляют прежде всего ритейлоры. О своей готовности развивать торговую сеть в крае рассказал гендиректор сети универсамов "Патэрсон" Юрий Яковчик. "Средняя зарплата по городу Красноярску - 7200 руб., - сказал он в своем выступлении. - Из регионов Центральной России самым высокообеспеченным, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, является регион Самара - Тольятти, где средняя заработная плата - 6500 руб. Исходя из этого, уже можно говорить о том, что Красноярск потенциально очень привлекателен для розничных сетей".

Сибирские ритейлоры уже активно вкладывают средства в рынок края. "Сибирская губерния" открыла в Красноярском крае четыре торговых центра "АЛПИ". В 2004 г. "компания планирует запустить в регионе еще как минимум четыре проекта.

Кстати, на ритейловом рынке края уже с 2003 г. присутствует и иностранный инвестор - компания "Рамэнка", открывшая в Красноярске гипермаркет "Рамстор".

В торговом центре "Торговый квартал на Свободном", где размещается "Рамстор", свои магазины открывают и такие торговые сети, как "Старик Хоттабыч", "Снежная королева", "Эльдорадо", "ТГЭтуаль", "Спортмастер" и др.

Что касается вложений в лесную промышленность, то крупные инвестиции в переработку леса собирается произвести компания "Континенталь Менеджмент".

Диверсификация невозможна?

Однако далеко не все участники форума верят в возможность серьезной диверсификации источников дохода края. По мнению бывшего губернатора Красноярского края, а ныне депутата Государственной думы Валерия Зубова, этот регион исторически связан именно с полезными ископаемыми и решить проблему зависимости от цен на сырье Красноярскому краю никогда не удастся. Для создания серьезного несырьевого производства, по словам Зубова, нужны огромные инвестиции, и при этом местная продукция окажется неконкурентоспособной из-за большой удаленности от традиционных центров торговли в Европе и Азии. Единственный выход, по мнению Зубова, - создание страховочного стабилизационного фонда по примеру других стран, живущих за счет продажи полезных ископаемых.

Однако, несмотря на важность этой задачи, она с темой привлечения инвестиций напрямую не связана.

"Финансовая политика края".

(Приложение к "Ведомостям" "Форум" - Инвестиции в Красноярский край 18.05.04 А.Новак, заместитель губернатора, начальник главного финансового управления администрации Красноярского края)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА, НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР НОВАК

Налоговая политика

Органы власти Красноярского края проводят налоговую политику, направленную на увеличение налогового потенциала территории. В самое ближайшее время планируется разработать и принять закон края, определяющий основные направления и методы налоговой политики. Это должно создать благоприятные условия для инвестиционной деятельности в крае и привести к расширению масштабов производства и увеличению объемов налоговых и неналоговых платежей.

Необходимо также отметить, что Совет администрации края намерен реализовать план мероприятий по корректировке федеральной налоговой политики.

Налогоплательщики наделены действующим законодательством широким инструментарием оптимизации налогообложения. Применение схем выведения финансовых потоков в так называемые офшорные зоны, применение толлинговых схем и использование трансфертных цен при исчислении налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых - все это приводит к тому, что доходы бюджета Красноярского края не отвечают в настоящий момент оценке его налогового потенциала.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. При активном участии Совета администрации края внесены изменения в законодательство по налогу на прибыль - ликвидированы российские инвестиционные офшоры.

Кроме этого основными стратегически важными для Красноярского края мерами в данном направлении являются приведение в соответствие места осуществления деятельности хозяйствующих субъектов и места уплаты ими налогов и сборов по следующим налогам: - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - налог на игорный бизнес; - налог на доходы физических лиц в части уплаты налога индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне места регистрации в налоговых органах (по месту жительства); - специальные режимы налогообложения (единый налог на вмененный доход и единый налог при применении упрощенной системы налогообложения).

Также особо актуальным остается вопрос достижения равномерности зачисления доходов бюджета в течение года.

Принимаемые в ходе реализации налоговой реформы решения приводят к тому, что в доходах консолидированного бюджета края простые с точки зрения налогового администрирования налоги (НДС, налог на содержание жилищного фонда, налог на пользователей автомобильных дорог) замещаются ресурсными платежами, которые имеют сезонный характер и/или уплачиваются один раз в квартал (налог на имущество) или два раза в год (земельный налог). Такое замещение в условиях необходимости финансирования относительно равномерно размещенных расходных обязательств бюджета ведет к возникновению кассовых разрывов в течение года.

На наш взгляд, нормы налогового законодательства, регулирующие порядок уплаты федеральных налогов, нуждаются в изменении. Как показывает практика, и для налогоплательщиков более удобным является ежемесячное исполнение налоговых обязательств, не требующее аккумулирования существенного объема денежных средств для осуществления единовременного платежа.

Вместе с проведением работы на федеральном уровне в Красноярском крае будет проводиться комплекс мероприятий по реализации собственной региональной налоговой политики, направленной на увеличение налогового потенциала территории.

В самое ближайшее время планируется разработать и принять закон края, определяющий основные направления и методы налоговой политики, закрепив на долгосрочный период подходы и правила, по которым будут строиться в течение длительного периода времени отношения между органами власти края и налогоплательщиками. Понятность правил игры, их стабильность, на наш взгляд, должны создать благоприятные условия для инвестиционной деятельности в крае и привести к расширению производства и увеличению объемов налоговых платежей.

Долгосрочная налоговая политика края будет строиться, исходя из принципа поддержки реального сектора экономики, предоставления налоговых преференций в отношении инвестиций и минимизации налоговых льгот до перечня социальных льгот и льгот, исключающих встречные финансовые потоки. В течение последних двух лет проведена инвентаризация налоговых льгот, предоставленных краевым законодательством, по результатам которой отменены неэффективные льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций.

Источником компенсации выпадающих доходов бюджета края будут являться рост налоговых поступлений в результате инвестиций - с одной стороны.

С другой стороны, Советом администрации края особое внимание планируется уделить налоговой базе, формируемой малым бизнесом и физическими лицами, роль которой в формировании доходной части бюджета края в настоящее время незначительна.

Однако баланс доходов и расходов физических лиц на территории края не соблюдается. Выведение из тени доходов физических лиц является приоритетной задачей в деятельности органов власти края на сегодняшний день. Советом администрации предприняты меры по легализации доходов физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями на условиях трудовых договоров.

Этому способствует, в частности, и проводимая в крае реформа ЖКХ. С понижением в грядущем году ставки единого социального налога задача по увеличению налогооблагаемых доходов физических лиц за счет их легализации представляется вполне выполнимой.

Особые экономические зоны

В настоящее время идет активное обсуждение проекта федерального закона "Об особых экономических зонах", который разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Основная идея проекта закона заключается в создании благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон (далее - ОЭЗ).

Проект федерального закона предусматривает создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных (площадью не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (площадью не более 1 кв. км). При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. При этом территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В то же время ОЭЗ могут размещаться одновременно на территориях нескольких таких образований, в том числе двух или более субъектов Российской Федерации.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов ОЭЗ проект федерального закона предусматривает особенности налогообложения резидентов ОЭЗ, административного режима, режима землепользования, устанавливает таможенный режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона - таможенный режим, вводимый в пределах территориальных границ особой экономической зоны, при котором ввозимые оборудование и материалы, необходимые для реализации инвестиционного проекта, размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности экономического характера.

Объем капитальных вложений (за исключением нематериальных активов), предусмотренных инвестиционным проектом, который предназначен для реализации на территории промышленно-производственной зоны, должен превышать сумму в рублях, эквивалентную 10 млн евро.

После принятия закона регион, претендующий на создание особой экономической зоны, должен будет найти инвестора, подготовить технико-экономическое обоснование необходимости создания ОЭЗ, согласовать его с муниципалитетами и представить на утверждение в правительство России. В соответствии с законопроектом предприятия, получившие право работать в условиях особой экономической зоны, получат существенные налоговые льготы: полное освобождение от налога на имущество организаций, льготные ставки по налогу на прибыль (0% - в первые три года своей деятельности, 3, 75% - при инвестировании в развитие производства более 80% прибыли и 12% - при вложении 50-80%; после 8-го налогового периода налог на прибыль будет взиматься на общих условиях).

По оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, около 20 промышленных и 70 научных анклавов обеспечат годовой прирост инвестиций на $10 млрд и двукратное увеличение экспорта готовой продукции.

По оценкам Минэкономразвития, особые экономические зоны позволят привлечь значительные объемы инвестиций. Первые ОЭЗ могут появиться уже в 2006 г. Вполне возможно, что Красноярский край - как регион, одним из первых откликающийся на инновационные решения правительства, - проявит заинтересованность в создании на своей территории особой экономической зоны.

Долговая политика

При исполнении бюджета края возникают кассовые разрывы, к тому же в результате реализации федеральной налоговой реформы бюджет края теряет часть доходов.

Данные обстоятельства формируют необходимость для бюджета осуществлять заимствования. Политика Красноярского края в области осуществления заимствований реализуется по следующими направлениям: диверсификация и оптимизация долгового портфеля посредством внедрения в практику новых финансовых инструментов; в частности, в 2003 г. Красноярский край выпустил облигационный заем объемом 1, 5 млрд руб., рефинансировав за счет привлеченных средств более дорогие банковские кредиты; минимизация расходов на обслуживание государственного долга края.

Помимо внедрения более дешевых долговых инструментов главное финансовое управление администрации Красноярского края осуществляет постоянную работу с коммерческими банками по снижению кредитных ставок. В результате за 2003 г. средняя ставка по кредитам коммерческих банков снизилась практически на 4% годовых. Стоит отметить также, что указанная средняя ставка в течение года находилась на уровне учетной ставки Банка России, в то время как, согласно статистическим данным Банка России, средняя ставка кредитования субъектов Федерации коммерческими банками превышала учетную ставку на 2% годовых. Происходит увеличение сроков заимствований, которое наряду с созданием публичной кредитной истории должно обеспечить Красноярскому краю большую финансовую устойчивость и возможность стратегического планирования и управления заимствованиями. Данное обстоятельство, на наш взгляд, наилучшим образом характеризует степень доверия российского банковского сектора к Красноярскому краю как к заемщику.

Долговая история

В конце 1997 - начале 1998 г. в связи с планами края по выходу на международные рынки капитала край инициировал процедуру получения международных кредитных рейтингов рейтинговых агентств Moody's и Fitch. Кредитные рейтинги, присвоенные Красноярскому краю агентствами по итогам проведенного анализа, находились на уровне суверенного рейтинга России.

Однако в связи с кризисом 1998 г. администрация края отменила планы по выходу на международные рынки капитала с выпуском еврооблигаций (см. ниже) и не стала проводить процедуры по поддержанию присвоенных рейтингов. В настоящее время край ведет подготовку к получению кредитного рейтинга международного рейтингового агентства Standard & Poor's.

Публичная долговая история Красноярского края является одной из самых сильных среди всех регионов. В сентябре 1998 г. край стал одним из семи регионов, полностью и в срок выполнивших свои обязательства по агрооблигациям (погашение и выплата купона по первому траншу и купонные платежи по второму и третьему траншам). На тот момент уже 52 региона имели просроченную задолженность, полностью или частично перестав выполнять свои обязательства по агрооблигациям.

Необходимо иметь в виду, что объем эмиссии Красноярского края был одним из самых крупных - 251, 29 млн руб. (с учетом деноминации); только пять регионов имели более крупные выпуски. Среди крупных эмитентов край стал одним из двух, которые в 1998 г. продолжили четкое обслуживание долга.

В ноябре 1999 г., несмотря на сложную послекризисную ситуацию, с которой столкнулись практически все регионы России, в течение двух месяцев с даты погашения второй транш агрооблигаций был полностью погашен, и в тот же срок был досрочно погашен третий транш агрооблигаций.

До кризиса 1998 г. край планировал выпустить еврооблигации (на общую сумму около $400 млн, лид-менеджером был назначен CSFB), и эмиссия была одобрена указом президента России N 696 от 9.06.1998 г. "О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов", однако она не была реализована по причине событий августа 1998 г. Кроме того, Красноярский край имеет безупречную кредитную историю в сфере банковского кредитования. За период с 1997 г. привлекались кредиты Сберегательного банка РФ, АКБ "РОСБАНК", ОАО "Банк "Менатеп СПб", АКБ "Московский деловой мир", ОАО "Внешторгбанк", ОАО "ТрансКредитБанк", АКБ "Авангард", московского муниципального банка - Банка Москвы. При этом Красноярский край не допустил ни одной просрочки по уплате процентов или погашению основного долга.

Эмиссия облигационных займов

3 декабря 2003 г. на торговой площадке ММВБ состоялось размещение облигаций Красноярского краевого облигационного займа в объеме 1,5 млрд руб. со сроком обращения два года. Красноярский край впервые (без учета "сельских облигаций") вышел на рынок публичных заимствований.

Размещение осуществлялось посредством проведения аукциона по ставке первого купона. По результатам аукциона ставка купона была установлена в размере 10, 3% годовых. При этом средневзвешенная эффективная доходность по облигациям при размещении составила 13, 5% годовых (простая доходность - 12, 6% годовых) с учетом размещения облигаций по цене 95, 5% от номинала, тогда как средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков в 2003 г. составляла около 16% годовых. 24 марта текущего года облигации Красноярского края были включены Московской межбанковской валютной биржей в котировальный лист "А" первого уровня, что свидетельствует о высокой оценке экспертами биржи кредитного качества ценных бумаг Красноярского края, так как в котировальный лист данного уровня включают ценные бумаги только наиболее крупных и надежных эмитентов Учитывая меньшую стоимость заимствования и более длинные сроки по сравнению с банковскими кредитами, облигационные займы являются перспективным инструментом осуществления заимствований, позволяющим стратегическое управление государственным долгом. Помимо очевидных преимуществ рыночные заимствования также формируют публичную кредитную историю заемщика, что со временем позволяет осуществлять дальнейшее снижение стоимости и увеличение сроков заимствования.

Принимая во внимание все вышесказанное, Красноярский край в 2004 г. в соответствии с законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2004 г." планирует осуществить эмиссию облигаций в объеме 1, 5 млрд руб. Важный этап на пути осуществления планов уже пройден. Министерство финансов Российской Федерации 29 марта текущего года осуществило государственную регистрацию Условий эмиссии и обращения облигаций краевых облигационных займов 2004 г.

"Час единения не за горами".

("Сегодняшняя газета", 18.05.04)

В Кызыле завершилось совместное заседание коллегий Сибирского федерального округа и МЧС России. Заседание было посвящено вопросу готовности к проведению работ по профилактике и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами. В работе заседания приняли участие полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ Сергей Шойгу, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и др.

Потом чиновники ответили на вопросы журналистов. А прессу интересовали не столько пожары, сколько другие проблемы. Например, красноярскому губернатору был задан вопрос об укрупнении регионов. Отвечая на него, Александр Хлопонин сказал: "Мое отношение к этому очень позитивное. Сама территория Красноярского края предрасположена к тому, чтобы объединяться. Но это требует очень серьезных финансовых вложений, плодотворной работы законодателей. В этом направлении мы движемся. А на данном этапе мы посмотрим, как это получится в тех регионах, которые уже сделали в этом направлении первый шаг. И если опыт будет удачным, то мы готовы присоединить к Красноярскому краю не только Таймыр, Эвенкию, и Хакасию, но и Туву".

Ну, это, пожалуй, слишком, насчет Хакасии и Тувы. Хотя, кто знает...

Сергей Шойгу тут же подхватил тему и определил опыт объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области очень удачным, что и подтвердил сидевший с ним рядом Юрий Трутнев, бывший губернатор Пермской области, ныне министр природных ресурсов РФ. При этом он подчеркнул, что решение об объединении приняли не власти, а народ на референдуме. 84 процента высказались за объединение.

Похоже, недалек тот час, когда и Красноярский край снова станет похож - в территориальном и административном отношении - на себя самого времен Советского Союза. Есть и все основания предполагать, что столицу региона никому не взбредет в голову переносить в Туру или в Дудинку.

"Второго обмана люди не выдержат".

("Красноярский рабочий", 18.05.04, Юрий Чувашев)

На Руси меняться может все. Кроме одного: воровали, воруют и воровать будут. Повсеместно и ненасытно. Правда, бегать, как человек без паспорта Паниковский, с краденым гусем под мышкой по нынешним временам вроде как непрестижно, а потому сегодняшние внучата товарища Бендера сноровисто ощипывают куда более мясистую дичь.

На красноярском рынке долевого жилищного строительства краевая власть недавно обнаружила двух "недобросовестных застройщиков". Застенчивый этот эвфемизм, изобретенный чиновниками, возможно, все-таки будет официально раскрыт в судебном порядке. Если, конечно, удастся досконально разобраться с руководством тех самых хорошо известных в Красноярске фирм, от деятельности которых в крае пострадали более тысячи человек, оставшихся и без денег, и без жилья.

Впрочем, губернатор Александр Хлопонин, обсуждавший в своем кабинете со строителями варианты помощи обманутым дольщикам, за пафосными междометиями прятаться не стал и прямо поименовал "героев" скандальной строительной эпопеи: компании "Градстрой" и "Красноярскстройкомцентр". И публично пообещал "довести до конца уголовные дела в отношении физических лиц, стоящих на вершине этих финансовых айсбергов". Поскольку, мол, речь идет об откровенном мошенничестве с их стороны. Кроме того, в ближайшее время губернатор намерен провести совещание именно по этой проблеме с руководителями региональных правоохранительных структур.

Будем надеяться, что в итоге слова Хлопонина о том, что государство должно активно участвовать в решении проблем обманутых вкладчиков, не сведутся лишь к серии совещаний и выпуску грозных циркуляров. Конечно, хорошо, что решено отныне проводить экспертную оценку - причем обещано даже, что независимую - всех предприятий краевой стройиндустрии. А уже на основании этой экспертизы выдавать компаниям-застройщикам своего рода сертификат надежности. По мнению президента краевого союза строителей Разима Аббасова, это поможет инвесторам жилищного строительства более четко сориентироваться, кому можно доверять деньги, а кому нет.

И все же самое главное - будет ли оказана реальная помощь людям, вложившим собственные сбережения в строительство жилья? Первый шаг власть сделала. Подписано соглашение о достройке жилого дома по улице Водопьянова, 3а, в Красноярске. При моральной поддержке краевой администрации и финансовой Енисейского объединенного банка за дело берется товарищество собственников жилья "Луч". Подрядчик обещает в августе закончить достройку дома. Это начинание уже окрестили пилотным проектом, в ходе которого власть намерена обкатать механизм льготного ипотечного кредитования населения и возможной в будущем поддержки других ТСЖ.

Что ж, до августа осталось немного. А там будет видно, кто из обманутых дольщиков смог все же получить ключи от квартир, а кого обкатка в ходе эксперимента укатала окончательно.

"Губернатор задумался о народе".

("Комок", 18.05.04)

Обманутые дольщики - это ведь тоже народ. Ну, часть его. И не самая худшая - люди сами пытались решить собственные проблемы, ничего не выпрашивая у государства. Государство страсть как таких любит. Правда, обману не препятствует и, если что, быстренько умывает руки.

Несколько сот красноярцев два года бьются как рыба об лед. Денежки отдали, а домов как не было, так и нет. Призвали на помощь народно избранную власть. Бесполезно. Не до народа ей. Да и рычагов влияния у нее нет. Сама так сказала. И вот вдруг о проблеме заговорил сам губернатор. Да как! Заявил, что соберет силовиков и ПОТРЕБУЕТ... виновных наказать. Звучит. Хотя, помнится, Пимашков перед своими выборами тоже грозился потребовать. Впрочем, губернатор все-таки не мэр, авось добьется восстановления справедливости. Защитит своих избирателей.

Только вот станет ли легче обманутым дольщикам? Помощь и защита, которую обещают несчастным краевые власти, ничем, собственно, не отличается от той, что предлагала власть городская. Мол, заплатите еще раз и получите то, что хотели.

Заместителю губернатора Николаю Глушкову схема видится чрезвычайно простой: жильцы получают банковские кредиты и отдают деньги строителям. Затем получают квартиры и возвращают деньги. В чем помощь, в чем защита? А если дома опять не будут построены, если деньги снова в чьи-то карманы сдует, возвращать кредиты не потребуется? Или как?

Администрация края, как солидно отметил Глушков, в этом процессе играет организационно-психологическую роль: "Схема обкатана, подрядчик готов... При благоприятных условиях..." Ну очень обнадеживающе! А главное, сколько в голосе энтузиазма! А ведь совсем недавно был сплошной гнев: нужно было самим головой думать.

И все же, серьезность выражения лица Александра Геннадиевича, заявившего о намерении ПОТРЕБОВАТЬ, придает оптимизма. Особенно потому, что губернатор вспомнил о народе не в канун выборов.

"Новый теплоход".

("Вечерний Красноярск", 18.05.04)

Вчера на Красноярской судостроительной верфи состоялся спуск на воду теплохода "Хансута Яптунэ".

Теплоход построен по заказу администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Судно спроектировано специально для условий Крайнего Севера.

Первое судно этой серии - теплоход "Таймыр" - было спущено Красноярской судоверфью на воду 26 июня 2003 года.

Этим летом с помощью Енисейского пароходства "Таймыр" перегонят на реку Хатангу, а "Хансута Яптунэ" отправится в Дудинку и будет работать в Енисейском заливе.