В распоряжении ИА REGNUM оказался доклад начальника Сибирского регионального центра МЧС генерал-лейтенанта Сергея Салова на совместном совещании Коллегии МЧС России и Коллегии по проблемам безопасности и правопорядка Сибирского Федерального округа 14 мая (Кызыл, республика Тува). Публикуем избранные места из текста доклада.

Итоги работы субъектов РФ Сибирского региона по стабилизации лесопожарной обстановки в 2003 году

Несмотря на комплекс предпринятых мер, лесопожарный сезон 2003 года в Сибирском регионе был чрезвычайно сложным и продолжительным.

Наиболее неблагоприятные условия сложились в период с апреля по июнь и в сентябре. За это время на территории Сибирского региона было зарегистрировано почти 13 тыс. лесных пожаров на площади свыше 1,6 млн. га, ущерб от пожаров составил почти 5,5 млрд. рублей. Финансирование лесоохранных мероприятий было произведено в объеме 704 млн. рублей при потребности 1487 млн. рублей.

В сравнении с 2002 годом общее количество пожаров увеличилось в 1,6 раза, крупных пожаров - в 8,4 раза, общая площадь пожаров - в 3,1 раза, а площадь, пройденная крупными пожарами, - в 5,7 раза. Наибольшие средние площади пожаров (более 100 га) были зафиксированы в 4 субъектах: Читинской и Томской областях, Красноярском крае и Республике Тыва.

Крупные пожары действовали на территории 10 субъектов региона. На их долю пришлось около 7% количества всех лесных пожаров и около 70% от всей площади пройденной пожарами. Средняя площадь крупных пожаров составила почти 1,5 тыс. га. Это показатель был превышен в Читинской области и Красноярском крае.

Наиболее сложная обстановка в прошлом году сложилась на территории Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятия, на которые приходится 68 % количества всех лесных пожаров Сибирского региона и 80 % выгоревшей площади.

В Читинской области произошло увеличение количества лесных пожаров в сравнении с 2002 годом в 2 раза, а по площадям в 11 раз. Площадь, пройденная крупными пожарами, составила 92 % всей площади пожаров.

В Республике Бурятия по сравнению с 2002 годом количество лесных пожаров в 2003 году выросло в 2,5 раза, а по площади - в 10,5 раза. Площадь, пройденная крупными пожарами, составила 62 % всей площади пожаров. В Иркутской области по сравнению с 2002 годом количество лесных пожаров в 2003 году выросло в 1,4 раза, а по площади увеличилось в 2,9 раз. Площадь, пройденная крупными пожарами, составила 68 % всей площади пожаров.

Таким образом, лесоохранные службы в условиях высокой и чрезвычайной пожароопасности лесов, когда на территории наиболее горимых субъектов ежедневно регистрировалось до 70 новых пожаров, оказались не в состоянии контролировать обстановку.

Основными причинами массовых крупных лесных пожаров на территории региона явились несвоевременное выполнение предупредительных мероприятий и несвоевременное реагирование со стороны органов лесного хозяйства, иных ведомств - владельцев лесных массивов, местного самоуправления на возникшие пожары, недостаточность привлечения сил и средств для их ликвидации. Как следствие, в день обнаружения тушилось менее половины вновь обнаруженных пожаров. Так же недостаточна система привлечения к ответственности собственников лесного хозяйства и сельскохозяйственных предприятий за невыполнение противопожарных мер.

Одной из основных причин значительного усложнения лесопожарной обстановки явилась существующая схема финансирования лесоохранных подразделений, в соответствии с которой, во-первых - было осуществлено позднее выделение финансовых средств на погашение долгов и подготовку к практическим действиям, во-вторых - текущее финансирование производилось по факту выполненных работ. Как следствие, противопожарные мероприятия и прежде всего, подготовка к лесопожарному периоду подразделений авиалесоохраны не были произведены в полном объеме, техническое их оснащение не отвечало современным требованиям, отсутствие должного и своевременного финансирования подразделений авиалесоохраны не обеспечило необходимую эффективность её применения.

Так, в Читинской области Министерство природных ресурсов только в феврале 2003 года погасило долг 2002 года, к концу марта перечислило финансовые средства на плановое кредитование Главного управления природных ресурсов и авиабазы охраны лесов, только в апреле выделило - 3,6 млн. рублей на возмещение затрат по тушению пожаров. В результате на начало лесопожарного периода готовность лесхозов по технике составляла 30-50 %, по личному составу - 40-70 %.

Принятыми мерами, в том числе с привлечением средств субъекта, ситуацию удалось выправить.

Аналогичная ситуация по срокам и объемам финансирования складывалась в Республике Бурятия.

Из-за отсутствия упреждающего финансирования Забайкальская база авиационной охраны лесов и лесхозы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Бурятия не могли создать запасы горюче-смазочных материалов, продуктов питания и средств индивидуальной защиты в полном объеме.

Как следствие, в начале лесопожарного периода не была должным образом организована воздушная разведка особо горимых районов, своевременное обнаружение и локализация возникших очагов пожаров, что в целом способствовало ухудшению лесопожарной обстановки.

В ряде причин, обусловивших ухудшение лесопожарной обстановки в регионе в 2003 году необходимо отметить недостатки в организации предупредительных мероприятий:

- массовое, в недостаточной мере регламентированное, пребывание населения в лесу в период наибольшей пожарной опасности;

- проведение неконтролируемых отжигов травы и несанкционированных сельскохозяйственных палов;

- недостаточное, со стороны органов лесного хозяйства, а так же местного самоуправления принятие мер по ликвидации возникших пожаров.

В течение пожароопасного сезона 2003 года в 26 административных районах субъектов Сибирского региона вводились режимы чрезвычайных ситуаций в связи с обострением лесопожарной обстановки. В 120 случаях создавалась реальная угроза перехода лесных пожаров в населенные пункты, в объекты экономики и летне-оздоровительного отдыха.

Условиями, способствующими угрозе перехода лесных пожаров на населенные пункты, являлись: позднее обнаружение пожаров, неудовлетворительное противопожарное состояние лесных массивов, прилегающих к населенным пунктам, отсутствие надежных средств связи и необходимых запасов воды для целой пожаротушения, низкая боеспособность или отсутствие добровольных пожарных дружин, отдельные случаи формального отношения к выполнению условий введенного режима чрезвычайной ситуации по лесопожарной обстановке, а также выполнению профилактических мероприятий по устранению угрозы населенным пунктам.

Наиболее частой причиной возникновения лесных пожаров явилось несоблюдение населением требований пожарной безопасности в лесах.

Анализ сложившейся в 2003 году пожарной обстановки, позволяет сделать следующие выводы:

1. Основной причиной крупных лесных пожаров на территории региона явилось несвоевременное выполнение предупредительных мероприятий и несвоевременное реагирование со стороны органов лесного хозяйства, иных ведомств-владельцев лесных массивов, местного самоуправления, на возникшие пожары, недостаточное привлечение сил и средств для их ликвидации, проведение несанкционированных и неконтролируемых сельхозпалов.

2. Несовершенная система привлечения к ответственности собственников лесного хозяйства и сельскохозяйственных предприятий, не выполняющих мероприятия по подготовке к пожароопасному периоду, а также бездействующих при необходимости организации тушения лесного пожара.

3. Лесоохранные мероприятия, и, прежде всего, подготовка к лесопожарному периоду подразделений авиалесоохраны были проведены не в полном объеме, техническое их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям, отсутствие должного и своевременного финансирования подразделений авиалесоохраны не обеспечило требуемую эффективность её применения".

Основные проблемные вопросы и пути их решения

Основными проблемными вопросами в области стабилизации лесопожарной обстановки являются:

1. Несовершенство нормативной правовой базы, несоответствие правил пожарной безопасности в лесах современным требованиям и условиям, недостаточная проработка ведомственных нормативных документов. Несовершенна система привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих мероприятия по подготовке к пожароопасному периоду, а также бездействующих при необходимости организации тушения лесного пожара.

2. Нуждается в серьезной корректировке действующий порядок финансирования авиалесоохраны, предусматривающий фиксированные сроки и объемы выделяемых ассигнований.

Целесообразно создание гибкой системы финансирования, обеспечивающей оперативное выделение средств на борьбу с огнем по заявкам лесопожарных служб, а не на погашение фактических расходов после окончания этих работ.

Из-за недостаточного и несвоевременного финансирования сокращается фактический налет на авиапатрулировании, это влечет несвоевременность обнаружения и тушения лесных пожаров в начальной стадии, разрастание пожаров до размеров крупных, что в свою очередь приводит к резкому увеличению затрат на тушение.

3. Эффективность борьбы с лесными пожарами снижают устаревшие технологии и техника тушения лесных пожаров, недостаточная материально-технической оснащенность лесопожарных служб и государственной противопожарной службы. Имеющиеся на вооружении государственной противопожарной службы технические средства не предназначены для тушения лесных пожаров. Максимум, что может обеспечить личный состав ГПС - это окарауливание подверженного угрозе населенного пункта.

4. Информационное обеспечение авиалесоохраны, лесопожарной службы, подразделений МЧС России и других ведомств, привлекаемых для тушения лесных пожаров, органов исполнительной власти и других заинтересованных организаций, является не в полном объеме решенной проблемой. Используемая в настоящее время методика прогнозирования лесопожарной обстановки, основанная на комплексном показателе Нестерова, морально и физически устарела.

5. Сохраняется недостаточный уровень противопожарной подготовки населения, обусловленный несовершенством системы обучения людей мерам пожарной безопасности. В целях защиты населенных пунктов и объектов в лесу от лесных пожаров при органах ГПС целесообразно организовывать добровольные пожарные дружины, которые комплектуются из местных жителей.

6. Крайне остро в регионе стоит вопрос о расследовании причин лесных пожаров. Из-за несвоевременного информирования органами лесной охраны о правонарушениях в лесах, крайней загруженности дознавателей ГПС, их слабой технической оснащенности из 681 уголовных дел, возбужденных в регионе в 2003 году, вынесено лишь 9 приговоров, по которым виновные привлечены к уголовной ответственности. Для расследования причин пожаров, происходящих в лесах, необходимо ввести дополнительные единицы дознавателей ГПС, оснастить их необходимыми техническими средствами, транспортом. При реализация всего комплекса запланированных предупредительных мероприятий, а также решение вышеуказанных проблемных вопросов позволит снизить тенденции роста количества очагов пожаров, возникающих на территории Сибирского региона и площадей, пройденных пожарами, а также уменьшить риск перехода лесостепных пожаров на населенные пункты.