14 мая под председательством президента РС(Я) Вячеслава Штырова состоялось расширенное совещание по перспективам освоения Эльгинского месторождения каменного угля, в котором приняли участие не только представители правительства и компаний Якутии, но также и депутаты Государственной Думы РФ, правительства РФ, строительных и железнодорожных корпораций.

Как сказал в самом начале Вячеслав Штыров, в ближайшее время необходимо решить все организационные вопросы - проект очень серьезный, к тому же были вложены большие деньги в строительство железной дороги. В правительстве РФ есть мнение, что надо скорее просто выставить месторождение на продажу. Вячеслав Штыров лично встретился с министром экономического развития РФ Германом Грефом и убедил, что торопиться в данном случае не стоит. Так как Эльгой интересуются не только зарубежные компании, например японские, но и российский "Русский алюминий" - рвется в бой. Времени, чтобы продумать проект, осталось не так много - до 1 июля. Собственно потому и было в срочном порядке назначено данное совещание.

Основной доклад заместителя председателя совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ Виктора Разбегина был посвящен новому ТЭО инвестиций на строительство комплекса зданий и сооружений, необходимых для добычи, транспортировки и отгрузки угля. По проекту предполагается строительство разреза, обогатительной фабрики и сопутствующей инфраструктуры, железнодорожной линии Улак-Эльга и линии электропередачи от Зейской ГЭС и ТЭС.

Балансовые запасы угля по северо-западному участку составляют 2 млрд. тонн, по качеству соответствующего всем мировым стандартам. Годовой объем добычи после выхода на проектную мощность будет составлять 30 млн. тонн.

Развитие Эльгинского разреза рассматривается на предстоящие 30 лет, начиная с 2006 по 2035 год. Проектная мощность должна быть достигнута через пять лет строительства.

В общей сложности на развитие Эльги потребуется 2,9 млрд. долларов, в том числе с 2004 по 2007 год включительно 1,6 млрд. долларов - причем большая часть первых вложений должна пойти на строительство железной дороги.

Согласно материалам, проект является эффективным и окупаемым в течение 12 лет. И это при том, что изначально в нем заложено падение цен на уголь до 50% от существующей на сегодняшний день, повышение железнодорожных тарифов до 2,5 раза, и еще меньше проект чувствителен к уменьшению капитальных вложений, производственных затрат и других внутренних параметров.

Кроме того, Эльгинское месторождение несет, кроме экономической, также и социальную нагрузку - в том числе развитие занятости. Впрочем, президент РС(Я) Вячеслав Штыров напомнил, что в районе Эльги есть еще месторождения золота, платины и мрамора - так что в любом случае его развитие имеет положительный эффект.

В ходе обсуждения большее внимание уделялось строительству железнодорожной ветки. Как отметил Вячеслав Штыров, стоит рассмотреть варианты участия АК "Железные дороги России": либо они в принципе не участвуют в проекте и потом просто получают средства исключительно за пользование дорогой. Либо также становятся акционерами с соответствующим объемом вложений по всему проекту. И последний вариант - финансируют исключительно строительство железной дороги.