Литовские чиновники вынуждены оправдываться перед СМИ, что заключение с Белоруссией договора по обмену информацией с БелАЭС не означает пересмотра Вильнюсом позиции Литвы. После того, как СМИ обнародовали информацию о том, что Литва рассматривает возможность подписания соответствующего договора и уже получили от Белоруссии текст документа, глава литовской Государственной инспекции по атомной энергетике Михаил Демченко попытался оправдаться, что это «технический документ, который связан с ранним оповещением о возможных авариях».

«Он уже давно согласовывается и мы надеемся, что он будет подписан до поставки в Белоруссию ядерного топлива», — сказал Демченко литовскому агентству BNS, добавляя, что это «не политический вопрос», а о соглашении знает и литовские министерства энергетики, иностранных дел и другие ведомства. При этом он подчеркнул, что «в общем контексте сложнее сотрудничать с коллегами из Белоруссии».

В эфире радиостанции Žinių radijas, отвечая на аналогичный вопрос, сегодня, 16 апреля, продолжил оправдываться уже министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас. «Конечно, мы можем ничего не делать, не готовиться к такому сценарию, но в итоге эта атомная станция может быть запущена и действовать без всяких соглашений, у нас просто не будет процедуры и порядка того, как мы будем информированы», — сказал он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве БелАЭС официально названа «угрозой национальной безопасности», а Литва законодательно запретила попадание электроэнергии с БелАЭС на свой рынок. При этом миссия Еврокомиссии ENSREG в 2018 году как раз в целом положительно оценила результаты стресс-тестов на БелАЭС, что в Литве некоторые обозреватели назвали полным поражением страны в борьбе с БелАЭС, однако СМИ Литвы попытались нивелировать эти выводы, сосредоточившись на рекомендациях миссии, которые также были, однако это нормальная практика при проведении абсолютно всех стресс-тестов без исключения. В Литве же сам факт рекомендаций попытались представить как доказательство «небезопасности БелАЭС».

Однако 7 февраля власти Литвы объявили об «исторической победе» Литвы над БелАЭС — решением женевского совещания сторон конвенции Эспо объявлено, что белорусская сторона не предоставила общественности «достаточной» информации в поддержку обоснования выбора Островецкой площадки для строительства БелАЭС, а Белоруссия в целом, стараниями Литвы, названа страной — нарушителем конвенции.