Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 14 мая 2004

Красноярск, 14 мая 2004, 17:07 — REGNUM  

"Законодательное собирание".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 14.05.04, Максим Царев)

Краевой парламент не хочет замечать проблем региональной промышленности.

На днях Законодательное собрание Красноярского края отметило круглую дату -10 лет. Но в потоке дифирамбов, расточаемых по этому поводу лояльной к начальству прессой, так и осталось непонятным: а что, собственно, хорошего сделали за десятилетний срок краевые парламентарии? Многочисленные выступления председателя ЗС, членов постоянных комиссий и депутатов от территорий свидетельствовали - за отчетный период представительная власть края приняла несколько сотен законов, организовала десятки важных слушаний и тому подобное. Что же касается конкретного результата деятельности большого Собрания, о нем в высших кругах говорить как-то не принято. Мол, все и так понятно. Но, извините, мрачных поводов к сегодняшнему разговору о состоянии дел на красноярской территории более чем достаточно. И придется с горечью заметить: Заксобрание пышно отпраздновало 10-летний юбилей равнодушия к индустрии огромного региона.

Дела минувших дней

С весны 1994 года - когда народные избранники Красноярского края собрались на первую сессию - в промышленности случались не только громкие достижения. Сейчас, когда в исполнительную власть края и страны наконец пришли адекватные люди, на свет божий выплывают факты чудовищных, суперкриминальных переделов богатой собственности. Увы - когда-то нашей.

Взять, к примеру, гордость Красноярья - ГЭС у Дивных гор, в строительство которой вложила силы вся страна. Поколения красноярцев справедливо считали ее своей до тех пор, пока к власти не пришли любители легкой наживы, и вот они-то и приватизировали ее за бесценок. Вот что сейчас пишут о темных временах в московской прессе: "Красноярская станция, производящая шесть миллионов киловатт, оказалась первым звеном в сложной цепи получения прибылей. Более половины всей ее энергии забирал Красноярский алюминиевый, и прежние владельцы КрАЗа сделали ГЭС, если можно так сказать, собственной дизельной подстанцией. В регионе возникла еще и местная, аффилированная со всеми генерирующими мощностями и финансовыми институтами корпорация "ТаНаКо", руководимая хорошо известными в крае менеджерамио..". Заметим, - имеющими прямое отношение к действующему составу краевого парламента. Всем рынком энергии безраздельно заправляли три-четыре человека, и совершенно никаких объяснений действиям владельцев света и тепла не было. После дикого скачка цен на энергоносители в 1992 году, вогнавшего сибирскую экономику в тяжелый шок, повелители рубильника оказались и фактическими правителями огромной территории. Единственный лучик гласности в работе ГЭС освещал реконструкцию ее агрегатов, куда вложили около ста миллионов долларов - из официальных сообщений можно было понять лишь, что техническое перевооружение обходится в треть стоимости всей гидростанции. Если индексировать эти средства по меркам российской приватизации, во время которой общая стоимость "голубых фишек" занижалась в 10-12 раз, то получится, что фактическая цена ГЭС - три миллиарда долларов, и девять десятых этих денег исчезло навсегда. Еще более наглядный индикатор - уголь. В свое время чрезвычайно сложная схема многолетних взаимных расчетов акциями, топливом и техникой, придуманная печально знаменитым дельцом Сергеем Генераловым и одним из заместителей Лебедя Святославом Петрушко, показала: к моменту покупки олигархом Мисеврой за 28 миллионов долларов 25,6% ценных бумаг Красноярской угольной компании часть прежних долгов погашена не была. При строгом юридическом подходе как сделку с Генераловым, так и переход контрольного пакета в распоряжение СУЭК легко можно было признать притворной. Краевой комитет по управлению государственным имуществом обратился в местный арбитражный суд, чтобы вернуть угольную компанию, которую к тому времени уже успели ликвидировать как предприятие. Двигало ли красноярскими чиновниками уязвленное самолюбие - в свое время их обыграли талантливо и эффектно, - предвыборные ли устремления части протестующих против "олигархов" местных депутатов, с чьей подачи и отправили иск, кто знает? Да это теперь и не столь важно. Здесь хорошо понимают, что обратной силы против московского капитала быть не может, судись - не судись, но ни единого раза серьезные средства еще не возвращались в казну территории из федерального центра. Красноярский иск носил скорее превентивный характер, потому что тут есть еще несколько акционерных предприятий с выгодным потенциалом, не перекупленных пока крупными капиталистами, возможно, на примере угля региональная власть хочет показать, что у нее остались экономические зубы. Кстати, суды двух инстанций признали решение собственников о ликвидации Красноярской угольной компании неправомерным, а пакет акции, как полагает арбитражная Фемида, должен быть возвращен во владение крайкома госимущества. При этом в решении ничего не говорится о механизме возврата тех самых 28 миллионов долларов: хорошо видно, как новое российское законотворчество не поспевает за стремительно меняющейся экономикой. Олигархи понимают это гораздо лучше, чем суды.

Однако многие ли сейчас помнят, что "добро" на сделку с Олегом Мисеврой дал не кто иной, как красноярский парламент? Последовавшие затем лицемерные заявления на тему "увода ценных предприятий" со стороны некоторых депутатов по существу не решили ничего.

Ржавый механизм

Из сказанного выше ясно: политики, так или иначе принимавшие участие в бурной приватизации "голубых фишек" красноярской индустрии, четко определили собственное отношение к заводам и фабрикам края. Отдав в свое время предпочтение интересам "денежных мешков", некоторые силы в Законодательном собрании теперь попросту не могут уберечь краевые предприятия от развала. Вот и прячутся за отписками, завесой молчания либо незначительными, не меняющими ничего решениями.

Как действует обратная связь между депутатами и промышленностью, внимательные читатели нашей газеты уже знают. Вот, например, образец переписки на тему цены угля между заводами и представительными структурами власти.

Февраль 2002 года: вице-мэр Красноярска и три генеральных директора крупных предприятий пишут спикеру ЗС Александру Уссу по поводу "необоснованных", по их мнению, скачков цен на топливо. И что же? В марте приходит более чем странный ответ от председателя постоянной комиссии краевого парламента Всеволода Севастьянова, где депутат сваливает все на "отсутствие необходимых документов" и на администрацию края. А ведь он мог инициировать внесение специального законопроекта, созвать заинтересованных лиц на депутатские слушания, сессию ЗС. Ничего этого сделано не было.

Через год мэр краевого центра и уже четыре директора заводов снова пишут Александру Уссу - помогите разобраться с беспредельными финансовыми накрутками на тонну угля. Страдают десятки тысяч работающих в индустрии края - из-за ценовых скачков предприятия оказываются в состоянии кризиса. В ответ - тишина. Промышленники обращаются опять и опять, помогают депутатам даже придумать имя законопроекта, на что следует документ в форме явной отписки: обращайтесь в суд, собственник угля проживает не на нашей территории, ничего для вас сделать не можем. Проигнорировал письма директоров и депутат от Ленинского района Александр Многогрешнов, в ведении которого находятся ключевые и проблемные одновременно заводы правого берега Красноярска. Но ни разу за все время работы этого народного избранника какой-то завод не получил реальной помощи.

В то же время "младший брат" Законодательного собрания -Красноярский городской Совет учит своих коллег, как надо действовать, не боясь чинов, званий и денег. Летом прошлого года по иску спикера Владимира Чащина город выиграл у энергетиков ни много ни мало - 550 миллионов рублей. Хотя они, как и угольщики, сосредоточили все финансовые потоки в Москве, городские депутаты не постеснялись создать общероссийский прецедент в серьезном хозяйственном споре.

Есть примеры законодательных инициатив у наших соседей - Государственная дума Томской области (так там называется местный парламент) ведет активную работу по созданию нормативно-правовой базы по важнейшим вопросам экономической деятельности, создает законы Томской области и подзаконные нормативно-правовые акты в интересах развития экономики. Там, например, принят закон об областном государственном заказе, об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области, закон об использовании газа на территории Томской области. Что мешает принять нашим законодателям подобный нормативный документ об обеспечении потребителей края углем, например...

...Сейчас более десяти крупнейших заводов в одном только Красноярске поставлены на колени, разорены, объявлены банкротами. Мы часто видим, как туда приезжают чиновники краевой администрации, различные политические деятели. Есть даже практические результаты. Но вспомните: когда в последний раз красноярцы видели на большом предприятии спикера, председателя постоянной комиссии по собственности либо депутата от Ленинского района?

Вопрос, как говорится, риторический.

"Страсти по Юрчику".

("Вечерний Красноярск", 14.05.04, Сергей Комарицын)

Интервью Геннадия Зюганова нашей газете, опубликованное 7 мая, вызвало немало шуму и суеты в определенных кругах. На некоторых телевизионных каналах товарищи из крайкома партии стали защищать местного партийного босса Владислава Юрчика... почему-то от "Вечерки". Любопытно, что никто из них не говорил по существу зюгановских высказываний. Они почему-то пытались представить интервью "генсека" как результат некоего заговора с участием "Вечерки" против Юрчика. Ту же точку зрения высказал вчерашний "политинформатор" "Сегодняшней газеты". Причем сам "политинформатор" интервью, похоже, не читал, поскольку "откровения" Зюганова пересказывает такими словами: Юрчика "купил своими деньжищами коммунистический капиталист Семигин. И на его деньги Юрчик, дескать, готовит раскол в компартии". Ничего этого в интервью Зюганова нет. (Хотя о том, что освобожденный партийный аппарат находится на содержании у Семигина, "Вечерка" действительно писала некоторое время назад - во время выборов в городской Совет был опубликован городской избирательный список КПРФ и выяснилось, что трудовые книжки партийных секретарей лежат в конторе НПСР Семигина.) Сам Владислав Григорьевич позвонил в нашу редакцию, сказал, что он якобы разговаривал по телефону с Зюгановым, тот заверил его, что ничего подобного, опубликованного в "Вечерке", он не говорил. Это была неправда. В чем, собственно, Юрчик сам признался в интервью ТВК, сказав, что не может связаться с Зюгановым. А мы связались без проблем. И получили заверения, что Геннадий Андреевич не отказывается ни от одного своего слова и где угодно может это подтвердить. Кстати, странно, что крайком посылает (посылает ли в действительности?) какие-то телеграммы с запросами вместо того, чтобы снять трубку и позвонить. Домашний телефон Зюганова хорошо известен в крайкоме, до 8 утра он всегда дома. Да и в Госдуме с ним соединят без проблем. Похоже, вся эта возня направлена на то, чтобы дезавуировать слова Зюганова - то ли говорил, то ли нет, то ли он, то ли кто-то за него.

Увы, каждое слово в этом интервью принадлежит не кому-то другому, а самому Зюганову. Этот материал имеет довольно долгую историю. Идея побеседовать с Зюгановым родилась несколько месяцев назад после того, как в "Советской России" по итогам выборов в Госдуму он довольно критически отозвался 6 красноярском крайкоме. Маргарита Дьячук, лично знакомая с Зюгановым, получила редакционное задание связаться с "генсеком". Он дал согласие на интервью после президентских выборов. В начале апреля мы отправили ему вопросы. Через три недели пришли ответы. Зюганов писал их сам, даже без привлечения помощников. Вот и весь заговор "темных" сил.

Самое любопытное в этой истории, что Зюганов высказал свою позицию в отношении крайкома, основанную на реальности. Ведь действительно крайком выступает против Зюганова и линии партии. Но не честно, по-ленински, в партийной дискуссии (кажется, кроме депутата ЗС Петра Медведева, случайно проговорившегося, что на пленуме ЦК он голосовал против Зюганова, никто из местных партбоссов о своей реальной позиции не докладывал рядовым членам партии), а подковерными интригами. При этом крайком делает вид, что никаких отклонений от генеральной линии нет. Поскольку партийная бюрократия боится своих же товарищей - рядовых членов партии. А разве рядовым коммунистам не интересно узнать мнение своего вождя Зюганова? Да и некоммунистам тоже интересно, что же происходит в крупнейшей политической партии России. А там происходят скандалы, имеющие большой общественный интерес. Судя по публикуемому ниже сообщению агентства "Пресс-Лайн", именно "Вечерка" заставила крайком занять публичную позицию. Правда, пока непонятно, какую именно. Политических престидижитаторов там достаточно. Что и как они будут говорить своему партийному руководству, а что - красноярским коммунистам, пока неизвестно. Подозреваем, что не одно и то же. Мы обязательно о развитии событий проинформируем читателей.

"Наш сибирский народный Куршавель".

("Вечерний Красноярск", 14.05.04, Сергей Климов)

Двадцать восемь лет назад авторы Отчетного доклада ЦК КПСС XXV съезду по каким-то причинам привычное слово "капиталовложения" заменили на иностранное "инвестиции". Материалы съезда, как тогда было принято, изучали чуть ли не в каждой октябрьской "звездочке"; и известное ранее только узким специалистам слово "инвестиции" прочно вошло в наш лексикон. Его применяли к месту и не к месту, а после падения Горбачева вообще началась фетишизация инвестиций - одни обещали их привлечь, другие ждали их как манны небесной. Покойный генерал Лебедь главной программной идеей своей предвыборной губернаторской кампании провозгласил какие-то фантастические цифры иностранных инвестиций, которые немедленно пойдут в край в случае его избрания губернатором, причем "только под одно его имя". В действительности же при Лебеде в край не пришло ни одного цента иностранного капитала в результате экономической политики генерала. Более того, край вычеркнули из всех инвестиционных рейтингов. В последние два года положение значительно улучшилось, край вернул инвестиционную привлекательность. Недавно нашему региону присвоен рейтинг "высокого уровня надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами". Это радует. Похоже, усилия краевой власти по изменению инвестиционного климата не проходят даром.

Однако вряд ли стоит ждать в ближайшем будущем крупного иностранного инвестора, заморского дядю с тугим кошельком, желающего вложить большие деньги в Красноярский край. Опыт показывает, что дело это долгое и довольно хлопотное, переговоры идут годами. К тому же в крупных инвестиционных проектах вроде строительства нефтепровода на Дальний Восток или создания инфраструктуры для кроссполярных авиаперелетов главная роль принадлежит отнюдь не Красноярскому краю, основным фигурантом там выступает чиновничья Москва. Между тем того чудовищного объема вывезенного в последние годы российского капитала за границу было бы вполне достаточно, чтобы не только удвоить, но и утроить ВВП в самые кратчайшие сроки без всякого привлечения иностранных инвестиций. Главный наш потенциальный инвестор - это крупный российский капитал. В этом смысле состоявшийся в Красноярске месяц назад инвестиционный форум с участием серьезных финансово-промышленных групп может послужить реальным толчком к тому самому ожидаемому "экономическому рывку". Отдаленные последствия форума проявятся не очень скоро, во всяком случае не завтра. Но уже сейчас администрация края пытается реально работать в сфере привлечения инвестиционных ресурсов.

Высказанная губернатором Хлопониным на встрече с президентом Путиным идея о том, что край готов отказаться от федеральных денег, "размазанных" по различным программам, но получить эти средства концентрированно под серьезные инвестиционные проекты, нашла понимание. Сейчас идет ее долгое бюрократическое оформление. Тем временем в крае уже появился ряд крупных проектов, где основными инвесторами выступают крупнейшие российские компании. Одни проекты вроде завершения строительства Богучанской ГЭС находятся еще в стадии переговоров, другие - в стадии подготовки, третьи, как строительство гигантского спортивно-оздоровительного комплекса "Бобровый лог", уже в стадии реализации. О том, что даст краю строительство этого комплекса и какова в проекте роль краевой администрации, мы поинтересовались у первого заместителя губернатора края В.Ю.КУЗУБОВА.

- Василий Юрьевич, вы возглавляете краевую комиссию по инвестиционным проектам. Сейчас обсуждается строительство крупного горнолыжного комплекса "Бобровый лог" в Свердловском районе на окраине города Красноярска. Это частный бизнес-проект небедной компании "Норильский никель", и не очень понятно, почему говорят о средствах краевого бюджета, которые также каким-то образом участвуют в финансировании строительства.

- В бюджете нынешнего года предусмотрен миллиард рублей на инвестиционные проекты. Это совместное решение администрации и Законодательного собрания. Надо отдать должное депутатскому корпусу, что они восприняли предложенную администрацией идеологию, хотя у некоторых депутатов были сомнения, что такие проекты появятся. Помимо этого миллиарда в бюджете еще предусмотрено 100 млн на субсидирование процентной ставки в случае получения кредитов субъектами малого предпринимательства, средними компаниями. В администрации создана рабочая группа, которую возглавляет начальник ГУРЭПа Акбулатов; туда входят депутаты, представители банков и Т.Д, Она занимается проработкой этих проектов. И есть комиссия, которую возглавляю я, она принимает решение по реализации этих проектов. А дальше - и этот механизм был изначально заложен - необходимо вносить через Законодательное собрание изменения в бюджет, то есть расписывать эти средства. Одним из первых проектов, который мы сейчас представляем в ЗС, он прошел все наши внутренние экспертизы - это проект, связанный с развитием "Бобрового лога" в черте города Красноярска. Проект, по нашему мнению, является достаточно эффективным и одновременно социально ориентированным; он позволяет нам в результате участия бюджетных средств привлечь на территорию края порядка 35 млн долларов. Это совокупный объем вложений инвестора, включая другие, менее значимые проекты. А дальше по завершении строительства речь может идти о развитии попутных бизнесов, то есть дополнительного расширения налоговой базы, и о развитии самого Свердловского района, в котором сейчас не хватает электроэнергии, не хватает каких-то инфраструктур. На наш взгляд, проект позволит создать хорошую спортивную базу, современную зону отдыха, но и хорошую инфраструктуру в виде услуг.

Строительство самой горнолыжной трассы, сопутствующих объектов, реконструкция спортивной школы, автопаркинги, благоустройство острова на Баэаихе и т.д. - это не бюджетные средства, это средства самого инвестора Но там не хватает инфраструктуры, и бюджетные средства предполагается вкладывать в две вещи. Это так называемое берего-укрепление реки Базаихи, мы облагораживаем берег, убираем свалки и т.п. и проводим дорогу, которая идет транзитом через этот комплекс дальше на дачный поселок, - в перспективе там вообще планируется строительство развязки, мост поднять и так далее, если говорить о генеральном плане развития города, И второй объект - он тоже "двойного назначения" - это строительство электрической подстанции. 8 том микрорайоне неустойчивое электроснабжение. Мы за счет краевого бюджета строим эту подстанцию и затем передаем ее городу Красноярску.

- То есть получается, что речь не о самом горнолыжном комплексе, а о тех объектах, которые все равно нужно было строить, вне зависимости от того, будет "Бобровый лог" или нет?

- Да, конечно. Город Красноярск получает устойчивое электроснабжение в этом районе и перспективу для строительства домов, поскольку будут существовать резервные мощности. Ну и, естественно, решается проблема энергоснабжения этого горнолыжного комплекса. Там будет большая подстанция.

- Связь между бюджетными вложениями в инфраструктуру и строительством спортивного комплекса понятна, а по деньгам как это?

- На все у нас получается порядка 154- 155 млн рублей, в там числе 90 млн. на дорогу и 64 - на подстанцию" Это около 5 млн долларов. Средства инвесторов - 35 млн. То есть мы, вкладывая 14% от общего объема, получаем объект, который, на наш взгляд, дает развитие инфраструктуры в целом.

- То есть у нас будет свой сибирский Куршавель - будут приезжать богатые люди, оставлять здесь деньги, для них построят гостиницы, рестораны? Да и нашим людям будет где отдохнуть?

- В чем преимущества наших трасс? В отличие от всех имеющихся в Восточной Сибири - Шерегеш в Кемеровской области, Белокуриха на Алтае, Байкальск в Иркутской области и Гладенькая в Хакасии - у нас единственная трасса, расположенная в черте города. То есть мы полностью под нее можем задействовать городскую инфраструктуру. Это и существующая гостиница "Турист", это развитие гостиничного и ресторанного бизнеса непосредственно рядом с трассой, это организация нормального пассажиропотока - то есть люди приехали или прилетели в Красноярск и им не надо никуда дальше двигаться, включая культурно-развлекательную сферу, что важно для людей, приехавших не на один день.

Одна из трасс - по слалом-гиганту - будет иметь международный стандарт, там соответствующий перепад высот. Будет иметь снежевание, будет освещена, что, естественно, продлевает период ее эксплуатации примерно с конца октября до конца марта. Будут стоять канатно-кресельные подъемники австрийской фирмы "Дупельмайер" - соответственно пропускная способность трассы будет порядка двух тысяч катающихся единовременно. То есть, мы считаем, что это достаточно эффективные вложения, которые сделают Красноярский край в целом и город Красноярск в частности более привлекательными.

- Василий Юрьевич, желание инвесторов привлечь к участию в своих проектах краевые власти в общем-то понятно. У них естественное желание получить более выгодные условия. Собственно, для этих целей этот миллиард в бюджете к предусмотрен. Но строительство объектов инфраструктуры по "бобровому логу" это всего 15% от этой суммы. А остальные 850 млн?

- Ведем переговоры с компанией "Евразхолдинг". Они условием вложения денег в развитие двух месторождений также ставят создание инфраструктуры. Речь идет о строительстве дороги. Оценочно это 150 млн. Обсуждаем строительство моста через реку Кизыр, который позволит нам на предприятия Кемеровской области, в Новокузнецк возить нашу продукцию. Есть проекты в лесном комплексе и так далее. А из этого миллиарда каждая копейка должна вернуться к нам. А сами инвестиционные проекты - это, собственно, и есть развитие края.

Администрация края говорила потенциальным инвесторам, что готова участвовать в интересных проектах, и сейчас мы подтверждаем это практическими делами, "Бобровый лог" - это фактически пилотньй проект, который говорит о том, что мы не просто декларируем, а участвуем там, где просчитан экономический эффект и социальный эффект.

СПРАВКА:

Строительство спортивно-оздоровительного комплекса "Бобровый Лог" - амбициозный проект ГМК "Норильский никель". Уже к сезону 2005/2006 гг. СОК "Бобровый Лог" должен стать реальной альтернативой существующим горнолыжным курортам.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

площадь используемого участка 120 гектаров

количество трасс 9

общая длина трасс 12 километров

максимальная длина трасс 1720 метров

перепад высот 345 метров

потенциальная вместимость 3000 человек

Всего в СОК "Бобровый лог" будет установлено:

* 4-местная канатная дорога с отцепляемыми зажимами производительностью 2400 чел/час (длина по склону - 1500 м, перепад высот - 345 м);

* 4-местная канатная дорога с фиксированными зажимами (К-1) производительностью 1650 чел/час (длина по склону - 850 м, перепад высот - 236 м);

* буксировочная дорога (Б-1), обслуживающая трассу большого слалома, производительностью 800 чел/час (длина по склону 459 м, перепад высот 192 м);

* буксировочная дорога (Б-2) для обслуживания верхних склонов и смотровой площадки производительностью 700 чел/час (длина около 150 м, перепад 40 м);

* буксировочная дорога для сноутюбингов (длина 100-150 м)

Кроме того бизнес-проектом предусмотрено:

- ресторанный комплекс из двух ресторанов, в том числе ресторана "фаст-фуд" на 420 посетителей, общей площадью 1300 кв. м; ресторан в сервисном здании, кафе в виде шатра на смотровой площадке;

- школа катания с 40 инструкторами ежедневно;

- специализированные магазины лыжных принадлежностей;

- лыжная школа для детей;

- база горнолыжной ДЮСШ;

- детский городок;

- каток с ночным освещением площадью более 500 кв. м;

- сноутюбинг (катание на надувных камерах по специальным трассам);

- автопаркинг на 582 автомобиля и 28 автобусов;

- снегогенерирующие установки для выработки искусственного снега;

- система биологической очистки продуктов жизнедеятельности.

В летний период предполагается:

- катание на воднолыжной канатной дороге в акватории у подножья склонов комплекса;

- катание на лошадях;

- скалолазание;

- катание на парапланах и дельтапланах;

- катание на роликах и скейтбордах;

- мотокартинги;

- пейнтбол;

- родельбан.

Цены предполагаются среднерыночные, рассчитанные на людей со средним достатком, однако предусмотрены VIP-зоны и VIP-обслуживание для состоятельных горнолыжников.

Бизнес-планом предусмотрены налоговые платежи в краевой бюджет уже с 2005 года - в районе 40 млн руб. (из них половина - в бюджет г. Красноярска), а также налоги от туристов и развития инфраструктуры - в районе 25 млн руб., в том числе в бюджет города Красноярска 13 млн руб.

"Дудинский порт уходит под воду".

("Известия-Красноярск", 14.05.04, Татьяна Аронова)

Дудинский порт - подразделение Заполярного филиала "Норильского никеля". Предназначен для обеспечения всеми необходимыми материалами и оборудованием Норильского промышленного района и жителей Таймырского автономного округа.

Этот порт является, пожалуй, самым экстремальным в мире: морозы, лед до двух метров толщиной, полярная зима с "черной" пургой - в таких условиях докеры принимают и отправляют миллионы тонн грузов. Кроме того, Дудинский порт единственный в мире имеет затапливаемые во время весеннего паводка причалы. Ежегодно перед паводком порт производит полную эвакуацию портальных кранов на верхние отстойные пути и демонтаж наземных инженерно-технических сооружений. А после ледохода, спада воды и восстановительных работ в обратном порядке производит спуск и разгон портальных кранов вдоль причальной стенки. Каждый год на эти работы расходуется более миллиона долларов США, а при особых разрушениях порта (бывают такие годы) - около 2 миллионов долларов.

С 1978 года Дудинский порт круглый год работает в морском направлении, исключая период паводка и ледохода. Летняя навигация в порту, или навигация по меженной воде, начинается после выхода льда из устьевой части реки Дудинки. Продолжительность навигации по открытой воде составляет в среднем 131 день. Средний горизонт коренной воды в Енисее в районе Дудинки составляет 4,62 метра. Причалы порта имеют отметку 8 метров. Подъем уровня воды перед паводком начинается обычно в середине мая и происходит довольно интенсивно. Средняя продолжительность нарастания паводковой волны - 23 дня. Пик паводка наступает в начале июня обычно во время ледохода. Наивысший подъем уровня воды, более 21 метра, наблюдался в мае 1999 года. Это столб воды над причалами около 13 метров!

И выход только один - полная эвакуация портового хозяйства в безопасное место. За всю историю порта предлагались различные методы спасения железнодорожных и подкрановых путей от разрушений: разъединение стыков рельс, засыпка железнодорожного полотна опилками с намороженным льдом, засыпка металлургическим шлаком. Сегодня опробуются другие методы: сокращение до минимума путей с помощью мобильных кранов, которые передвигаются вдоль причалов на пневмоколесном ходу.

В этом году подготовка оборудования к подъему кранов началась в Дудинском морском порту в середине апреля. 22-го и 23 апреля подняты на верхние отстойные пути 11 кранов с речных причалов. 12 мая начат подъем кранов с морских причалов. На втором этапе подъема предстоит поднять еще 9 кранов. После окончания обработки морских судов "Архангельск" и "Кола"(ориентировочно 19-20 мая) завершится подъем последних семи кранов с причалов 8-метровой отметки. Последними своим ходом покинут порт мобильные краны "Либхерр".

В конце мая предстоит поднять еще 14 кранов с причалов высокой воды, расположенных на отметке 14 метров. Одновременно ведется демонтаж линий электропередач, подстанций, эвакуация имущества порта, вывоз грузов из зоны затопления и зачистка причалов от промышленных отходов для сдачи зоны затопления паводковой комиссии.

В последних числах апреля взрывники Дудинского порта произвели рыхление ледового поля в отстойном канале. С началом интенсивного подъема воды в канал заводятся все плавсредства портового флота для безопасного отстоя во время ледохода. Заблаговременно произведено водолазное обследование винторулевой группы двух основных буксиров порта.

По прогнозам специалистов, в этом году подтопление причалов начнется 26 мая, ледоход - 5 июня. Ожидаемый подход первого судна навигации по открытой воде -10-13 июня.

Отчаянные капитаны на свой страх и риск, руководствуясь хорошей морской практикой, ведут суда сразу же за ледоходом. Это риск на грани лихачества. Вероятность быть подхваченным ледоходом и оказаться во власти стихии весьма высока. Азарт, взвешенный риск и опыт работы в экстремальных условиях притупляют излишнюю осторожность.

Средняя продолжительность ледохода - пять дней. Первое морское судно летней навигации придет в Дудинский порт во второй половине июня. Обработка первых речных судов производится на необорудованных причалах плавучими кранами. Речное судно проходит над причалами и швартуется к крутой береговой отмели в районе управления порта или в других местах с учетом запаса воды под днищем судна. Вода падает. Необходимо постоянно следить за осадкой судна, чтобы не "обсушить" судно (оказаться на мели). Морские суда становятся на якорь. Их обработка производится в рейдовых условиях судовыми и плавучими кранами. Для доставки грузов на рейд и обратно порт арендует суда в Енисейском пароходстве. А в это время вода медленно скатывается с береговой отмели, как бы нехотя освобождая причалы. Основные причалы порта (8-метровая отметка) освобождаются от весеннего паводка в среднем 1 июля.

Спад воды обычно происходит за 29 дней. После спада воды начинается подготовка причалов к восстановлению. Предварительно убирается около 50 тысяч кубометров ила, песка, щепы, щебня, шпал, изломанных рельсов, искореженных стрелочных переводов. Ил и песок в междупутье (между железнодорожными и подкрановыми путями) убирается вручную! Увы, машин для такой работы еще не придумали, приходится орудовать лопатами, кайлами и носилками.

Причальные площади убираются механизированным способом грейдерами, бульдозерами, ковшовыми погрузчиками.

Все женщины порта в это время дружно метут причалы метлами. Только после уборки наносов приступают к восстановлению железнодорожных и подкрановых путей. Теперь необходимы: замена некоторых участков пути, замена шпал, балластировка, нивелирование (проверка горизонтальных отметок), устройство переездов, монтаж электрических опор, подстанций, освещения и т. п. - одним словом, приведение порта в работоспособное состояние. По мере ввода причалов в эксплуатацию начинается спуск и разгон кранов вдоль причальной стенки. По готовности причалов начинается постановка судов под обработку. Вначале готовится речная часть причалов. Сроки ввода причалов в эксплуатацию ограничены непродолжительной длительностью полярного лета. Полный ввод причалов в эксплуатацию происходит в первых числах августа. После этого срока порт начинает работать в навигационном режиме.

А после паводка дудинских докеров ожидает приятный сюрприз: новые современные бытовки европейского стандарта с холодильниками, микроволновками и прочими благами цивилизации. В первую очередь их получат женщины, работающие на открытом воздухе. Домики на колесах обошлись "Норильскому никелю" в четыре миллиона рублей.

Показатель суровости природных условий проживания здесь составляет 4,93 балла по пятибалльной системе. По шкале жесткости Таймыр занимает второе место на планете - после Антарктиды. Самая жестокая особенность таймырской погоды - сильный мороз с мощным ветром или продолжительная пурга, которая при температуре ниже 40 градусов становится темной ("черная" пурга). Среднегодовая температура -14,2 градуса. Наиболее холодной пятидневки - 46 градусов. А наиболее холодных суток - 60 градусов. Продолжительность безморозного периода здесь всего 77 дней.

Еще одной особенностью Таймыра является полярная ночь продолжительностью полтора месяца (с 30 ноября по 13 января) и более двух месяцев - полярный день (с 19 мая по 25 июля).

252 дня в году среднесуточная температура воздуха здесь опускается ниже 0°. Но порт работает при любом морозе: до -40° - по обычному распорядку, ниже -40° - в режиме усиленного обогрева и снижения грузоподъемности механизмов в два раза, ниже-45° -для выполнения аварийных и особо срочных работтолько по специальному разрешению для работы механизмов и с личного согласия рабочих. В столь сильные морозы разгрузка судов производится только в том случае, когда поступили необходимые грузы и ждать потепления некогда.

В 2001 году температура ниже -45° держалась три месяца, в прошлом году - две недели. Технику долго готовят к таким условиям. Например, только производителям погрузчиков докеры сделали несколько сотен замечаний и предложений по конструкции машин. В период с 20 октября по 20 мая порт работает в режиме зимней (арктической) навигации. Проводку транспортных судов, имеющих ледовый класс, по Северному морскому пути осуществляют линейные атомные ледоколы ММП (Мурманского морского пароходства) "Ямал", "Россия", "Арктика" (75000 л.с.). От о. Сибирякова (траверз Диксона) проводку судов в Енисейском заливе осуществляют атомные ледоколы ММП "Таймыр" и "Вайгач" (51000 л.с.) с относительно небольшой осадкой -8 метров. Расстояние от Диксона до Дудинки - 335 морских миль. В порту при постановке судов к причалам ледовые работы осуществляет портовый ледокол "Авраамий Завенягин" (около 6700 л.с). Порт приписки - Дудинка.

Очень сложна зимой проводка судов: толщина льда на Енисее достигает двух метров.

Ежегодно в период паводка все портовое хозяйство в Дудинке эвакуируется.

- Ледоколы работают на пределе, - говорит исполняющий обязанности начальника порта Юрий Хвощинский. - С сегодняшним грузооборотом порта они справляются, но если количество грузов будет увеличиваться, понадобятся дополнительные ледоколы.

Кстати, обновление порта - процесс постоянный. Порт находится в стадии реконструкции и технического перевооружения. За последние пять лет только большегрузных автопогрузчиков закупили более 40 единиц. Произошло качественное пополнение погрузчиков фирмы "Кальмар" г/п (грузоподъемностью) 16-42 тонны. Погрузчики предназначены для перевалки 20- и 40-футовых контейнеров ИСО (международного стандарта).

В конце 2001 года введены в эксплуатацию два мобильных крана австрийской фирмы "Либхерр" г/п 64 тонны. Это первый этап поставок мобильных кранов. В ближайшее время планируется заменить все портальные краны, находящиеся в зоне затопления, на мобильные краны. Одновременно с модернизацией грузоподъемных машин производится реконструкция причалов, автодорог, железнодорожного путевого хозяйства. В целом же на модернизацию порта запланировано израсходовать более 1,6 миллиарда рублей капитальных вложений.

Работать в порту нелегко, но вакансий нет. На работу принимают по двум социальным программам. "Рабочая смена" рассчитана на профессиональное обучение и последующее трудоустройство молодых рабочих в возрасте до 26 лет. По программе "Стажер" привлекают на работу молодых специалистов в возрасте до 28 лет. Сейчас средний возраст работников порта - 48 лет. Докеры-механизаторы при наработке необходимого обусловленного стажа уходят на пенсию в 50 лет. В год освобождается только 25 вакансий для рабочих и 5-6 - для инженеров. Конкурс на каждое место -100 человек.

- При этом нужного специалиста достаточно узкого профиля найти очень сложно, - признается Юрий Алексеевич. - Приезжающие на север по распределению либо быстро уезжают, либо остаются навсегда Я тоже приехал сюда после окончания Одесского института инженеров морского флота и работаю в Дудинке 24 года, у нас целая династия - жена и дочь тоже работают в порту, отец недавно оставил работу. И наша семья - не исключение, в порту таких много. Бывает и так: отец уходит, чтобы освободить место для сына.

Несмотря на отсутствие работы, уезжать на материк дудинцы не хотят. Хорошие пособия по безработице, привычка к достойному уровню благосостояния, арах менять привычный уклад и множество других причин удерживают северян за Полярным кругом. И хотя после окончания строительства Надеждинского металлургического завода грузооборот порта снизился в два раза и работы стало меньше, численность населения в городе не снижается. Как и десять лет назад, в Дудинке живут около 30 тысяч жителей.

Только цифры

По ряду причин экономического характера водный грузооборот порта в последние годы стабилизировался на уровне 3 миллионов тонн. При достигнутых возможностях - более 7 миллионов тонн в 1987 году; 10 миллионов - его проектная мощность; 4,4 километра - длина причальной стенки; 8 километров - ширина Енисея в районе Дудинки; 1600 человек работают в порту (с учетом Диксона и Лесосибирского участка) 700 из них - женщины; 688 долларов - средняя зарплата работников порта.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИИ"

Со строительством в июне 1935 года Норильского медно-никелевого комбината начинается история и развитие порта, расположенного в ТОО км от Норильска. Развитие порта неразрывно связано с развитием комбината. В 1937 начато строительство самой северной в мире узкоколейной железной дороги Дудинка - Норильск. В 1953 году перешли на широкую колею. В 1982 году Дудинский порт получил статус морского порта. Дудинский порт - подразделение Заполярного филиала "Норильского никеля". Предназначен для обеспечения всеми необходимыми материалами и оборудованием Норильского промышленного района и жителей Таймырского автономного округа. Основные порты сообщения по Северному морскому пути: Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Хатанга и остальные порты мира без ограничений.

По Енисею: Красноярск, Лесосибирск, Абакан. Через порт ввозят: технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Вывозят: медь электролитную, никель, кобальт, селен, теллур, серу, уголь, металлолом, полуфабрикаты, МНР (медно-никелевую руду). Удачное географическое расположение порта дает возможность грузовладельцам посредством перевалки грузов с морских судов на речные, и наоборот, производить оперативную доставку грузов практически из всех стран мира в центр РФ - город Красноярск. Порт имеет практику и технические возможности перевалки уникальных крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Подразделения порта работают на Диксоне и в Лесосибирске.

"Будет ли луч света в темном Канске?".

("Красноярский рабочий", 14.05.04, Анна Князева)

Об этом с тревогой размышляют жители города

Не было осени в течение последних пяти лет, чтобы не возникли проблемы по оплате тепла между администрацией города Канска и ОАО "Красноярскэнерго". На сегодня Канск задолжал энергетикам уже более 170 млн рублей.

На днях заканчивается срок, предусмотренный четырехсторонним соглашением между администрацией Канска, предприятиями "Электросетьсбыт", "Канские теплосети" и ОАО "Красноярскэнерго". Согласно этому документу, власти Канска еще до 5 мая должны были провести инвентаризацию всех тепловых и электрических сетей, зарегистрировать их в качестве собственности администрации и передать в "Красноярскэнерго".

Вроде бы решение проблемы найдено, всех устраивает, но до сегодняшнего дня тепловые и электрические сети в качестве собственности канских властей не зарегистрированы. Кроме того, в МУП "Канские теплосети" начата процедура банкротства - введено внешнее наблюдение. Этот процесс, объявленный решением Арбитражного суда Красноярского края 31 марта 2004 года, устраивает всех, кроме энергетиков. По их прогнозам, единственным результатом внешнего наблюдения станет продажа имущества предприятия-банкрота на аукционе. Вырученные деньги достанутся кредиторам.

По словам юрисконсульта Канского отделения Энергосбыта Сергея Макарова, "Красноярскэнерго" в списке кредиторов стоит лишь на пятом месте:

- Рассчитывать нам не на что. Ситуация банкротства городской администрации на руку: все долги заморожены, можно работать "с чистого листа". Как утверждает заместитель главы Канска Александр Вовк, администрация к введению процедуры банкротства не имеет отношения - процедуру инициировала другая государственная структура.

Однако даже если начинать работу "с нуля", платить за тепло и электричество все равно придется. На вопрос, где на это администрация возьмет деньги, Александр Вовк ответить не смог. Начальник Канского отделения Энергосбыта Сергей Коновалов считает, что банкротство муниципального предприятия невыгодно никому:

- Отопительный сезон не за горами. Коммунальное хозяйство совершенно к нему не готово. Износ сетей довольно серьезный, их необходимо приводить в пригодность. Кто будет этим заниматься - предприятие-банкрот с миллионными долгами? Банкротство отразится в первую очередь на рядовых жителях Канска.

По словам заместителя начальника Канского отделения Энергосбыта Светланы Кирчановой, руководство "Красноярскэнерго" ситуацию на самотек не пустит:

- Ситуация с энергоснабжением города зашла в тупик. Не представляю, как можно было в здравом уме и доброй памяти накопить такой долга? Причем долги бюджетных предприятий составляют лишь половину суммы. Откуда взялось остальное, неизвестно. Если предположить, что эти деньги задолжали энергетикам горожане, то, по подсчетам специалистов, они должны были не платить за свет и тепло в течение четырех лет. Но вот жители-то как раз расплачивались с энергетиками!

- Я регулярно плачу за электричество, - рассказал житель Канска Сергей Васильев. - Меня не волнуют дрязги, которые идут "наверху". Хочу, чтобы в моей квартире было светло и тепло, потому что я за это заплатил. А объяснения, которыми "кормят" нас власти, что якобы энергетики виноваты в том, что в квартирах будет холодно, меня не удовлетворяют. Нужно отключать тех, кто не платит.

В любом случае чудом испарившиеся миллионы канским властям придется вернуть - иначе город будущей зимой останется без света и тепла.

- Мы избрали мэра на второй срок, - говорит пенсионерка Татьяна Филипповна. - Надеемся, что он решит все вопросы до наступления зимы. Пенсия у меня маленькая, но никогда еще не было, чтобы я не заплатила за свет. Если до наступления новых холодов власть не разберется с этой проблемой, то нам придется туго.

"Ачинский НПЗ - на ремонте".

("Красноярский рабочий", 14.05.04)

Производство на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе с 12 мая приостановлено, поскольку там начался ежегодный плановый капитальный ремонт.

Он продлится около месяца. Весь этот период в крае будет реализовываться топливо из сформированных запасов, а потому дефицита не ожидается. В случае необходимости недостаток топлива будет компенсироваться за счет поставок бензина Ангарской нефтехимической компанией. В Красноярском филиале торгового дома "Юкос-М" говорят, что из-за ремонта на Ачинском НПЗ цены на бензин не вырастут. Однако там же подтверждают, что стопроцентной гарантии того, что топливо не подорожает, нет, поскольку рост цен зависит и от общероссийских тенденций. Что ж, поживем - увидим.

"Норильский никель" и "РОСБАНК" готовят программу льготного кредитования работников компании".

("Вечерний Красноярск", 14.05.04)

Подписано соглашение между ОАО "ГМК "Норильский никель" и АКБ "РОСБАНК", в соответствии с которым уже в ближайшее время стороны приступят к подготовке новой социальной программы для работников горно-металлургической компании.

Основной целью программы станет обеспечение работников компании кредитными средствами на льготных условиях. В частности, большое внимание будет уделено минимизации кредитных ставок и упрощению процедуры заимствования. Новая программа предложит работникам компании два вида кредитования: потребительский кредит на срок до трех лет, а также кредит на приобретение недвижимости. В последнем случае срок возврата средств составит семь лет.

Участниками программы станут лучшие работники "Норильского никеля".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.