Северный морской путь напрямую связан с позиционированием России как глобального логистического игрока. Об этом на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге заявил заместитель председателя правительства Российской Федерации Максим Акимов.

В ходе обсуждения роли Севморпути в освоении Арктики он озвучил основную задачу: сделать Арктику зоной для эффективной, предсказуемой экономической деятельности.

Объем перевозимых по СМП грузов уже сейчас составляет 20 млн тонн в год и превышает 6 млн тонн, которые были при Советском Союзе. Однако президентом России Владимиром Путиным в майском указе поставлена более амбициозная цель: к 2024 году по этому северному маршруту должно проходить 80 млн т грузов ежегодно.

«Мы уверенно решим поставленные в указе президента задачи и будем двигаться дальше, именно поэтому мы работаем над планом развития инфраструктуры до 2035 года, потому что мы видим Северный морской путь прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор», — заявил Акимов.

Он назвал три основных условия для достижения этой цели: сырьевая база, транзит и новый и традиционный груз, который будет перенаправлен с традиционных маршрутов.

По словам Акимова, это очень нелегкая и технологичная задача, которая должна быть реализована в высококонкурентной среде, если брать пути из Юго-Восточной Азии в Европу: необходимо держать конкурентную цену на перевозку грузов, выполнять заявленные сроки, что связано со стоимостью фрахта и управлением рисками, со стоимостью ледовой проводки.

Для решения задач по развитию СМП нужны и ледокольный флот, и балкерный флот, и новые танкеры на СПГ.

«Нужна новая портовая инфраструктура, другие виды транспорта, включая развитие северной авиации и железнодорожного хода. Все эти мероприятия предусмотрены в правительственном плане, в программе так называемого тринадцатого национального проекта — плане развития магистральной инфраструктуры до 2024 года, который обеспечен на сегодняшний день ресурсами, чтобы эти задачи решить», — отметил вице-премьер.

С этого года статус единого инфраструктурного оператора Северного морского пути получил Росатом. Активно идет работа по формированию базы для исполнения госкорпорацией функций оператора. Так, в контур госкорпорации уже вошло ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ряд объектов портовой инфраструктуры СМП.

В ходе долгой дискуссии о выборе ответственных за развитие Севморпути было принято решение о принципе «двух ключей», которые будут находиться у Министерства транспорта и Росатома. Минтранс будет отвечать за нормотворчество и регулирование, Росатом — за управление государственным имуществом, атомным ледокольным флотом и всей инфраструктурой Северного морского пути. В процессе появился еще один ответственный: развитием территорий и месторождений, обеспечением грузовой базы как основного фундамента развития СМП будет заниматься Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев рассказал о том, какими возможностями располагает госкорпорация в Арктике сейчас и к чему планирует прийти в перспективе до 2035 года.

На сегодняшний день в распоряжении дочерней структуры Росатома Росатомфлота находятся 60-мегаваттный ледокол «50 лет Победы» и три ледокола мощностью 40 мегаватт — «Ямал», «Вайгач», «Таймыр». Их ресурс был продлен до 2027 года. С 2020 года ожидается постепенный ввод в эксплуатацию новых ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Вместе с действующими сейчас атомными ледоколами они обеспечат к 2024 году проводку объема грузов в 80 млн тонн в год, предусмотренного майским указом президента Владимира Путина.

Правительство приняло решение о строительстве еще двух универсальных ледоколов до 2030 года — до этого момента должна быть сформирована флотилия, которая позволит использовать СМП круглогодично: пять универсальных ледоколов, ледокол «50 лет Победы» и ледокол «Лидер», обладающий другим классом мощности — 120 МВт, позволяющим обеспечить коммерческое круглогодичное использование Севморпути с движением в льдах до двухметров толщиной со скоростью не менее 10−12 узлов (18−20 км) в час.

Планируется, что к 2035 году в состав атомного ледокольного флота России будут входить еще два ледокола серии «Лидер».

Росатом считает возможной более амбициозную цель грузоперевозок по СМП к 2024 году, чем в указе президента, — 92,6 млн тонн. Сюда входят 41 млн тонн сжиженного природного газа и конденсата (проекты «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2»), 17,1 млн тонн нефти (Новопортовское месторождение и нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», Пайяхское и Ванкорское месторождения), 3,5 млн т металлов и прочих грузов (транзит, «Норильский никель», завоз строительных материалов и снабжение удаленных территорий), 23 млн тонн угля (Лемберовская площадь, Сырадасайское месторождение), 8 млн т железнодорожных грузов для морского экспорта (Северный широтный ход).

«В горизонте 2030-х годов мы планируем добавить значительную часть международного транзита. Это выход на уровень 110−120 млн тонн грузов только в восточном направлении, это требует другого подхода к организации процесса», — подчеркнул Лихачев, добавив, что для этого потребуется постоянное обсуждение и консенсус всех участников процесса.

«В России складывается взаимодействие между разными игроками, разными интересантами, которые связывают свое будущее и свой успех с развитием северных территорий и Северного морского пути. В этой части у Росатома важная задача. С одной стороны, мы — единое окно для бизнеса и для регионов для реализации коммерчески значимых проектов. У этих проектов много своих тонкостей. Это и круглогодичное использование Северного морского пути, и коммерческая скорость перевозки, и комфортная атмосфера в портах, на объектах инфраструктуры СМП. В любом случае это предмет сотрудничества между властью, бизнесом и международным транспортным сообществом», — отметил он.

В беседе с журналистами по итогам обсуждения гендиректор госкорпорации назвал целевой показатель эффективности проекта по развитию СМП: «Это повышение качества жизни людей, находящихся в Арктических регионах, людей, вовлеченных в транспортные, инфраструктурные, добычные проекты. Росатом здесь будет делать со своей стороны всё, чтобы быть полноправным участником проектов освоения северных территорий».

Глава Росатома пригласил всех интересантов принять участие в формировании общественного совета развития инфраструктуры Северного морского пути на долгосрочную перспективу. Первое заседание совета планируется провести на очередном Петербургском экономическом форуме.

«Развитие Северного морского пути — неотъемлемая часть проекта по освоению Арктики, — отметил член комитета Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Игорь Игошин. — На Международном Арктическом форуме очень активно обсуждались амбициозные цели по увеличению объемов перевозимых грузов. Но важно понимать, что конечной целью этих усилий является развитие арктических территорий. В связи с этим я бы обратил внимание на слова гендиректора Росатома Алексея Лихачева о том, что эффективность развития СМП должна оцениваться в категориях повышения качества жизни людей. Развитие портовой инфраструктуры, улучшение снабжения, решение энергетических вопросов — все это должно привести к улучшению условий жизни для населения Крайнего Севера. Наделение Росатома полномочиями единого инфраструктурного оператора по развитию Севморпути возлагает на госкорпорацию огромную ответственность, однако, судя по опыту последнего десятилетия в эволюции атомной отрасли, можно рассчитывать, что Росатом с этими задачами справится. Мы видим, какое внимание в госкорпорации уделяют развитию территорий присутствия, и будем надеяться, что компетенции в этой сфере будут распространены и на арктические регионы».

Читайте развитие сюжета: В России обозначили срок начала круглогодичного использования Севморпути