Армяно-иранские переговоры, продлившиеся в общей сложности 12 лет, 13 мая 2004 года увенчались подписанием основного договора о строительстве газопровода Иран-Армения. Из финансово-технических подробностей проекта журналистам было сообщено лишь то, что согласно договору, Армения будет получать из Ирана ежегодно 1,1 млрд куб/метров (в перспективе - 2 млрд куб/метров) голубого топлива и расплачиваться за него электроэнергией в соответствии с рыночными пропорциями. Согласно министру энергетики Армении Армену Мовсесяну, предварительная стоимость проекта составит порядка $220 млн, причем каждая из сторон несет затраты по прокладке трубы на своей территории. Расходная часть иранской стороны составит $120 млн, армянской - от $90 млн до $120 млн. Добавим к этому и информацию неофициальных источников, свидетельствующих о том, что газопровод планируется построить трубами диаметром 700 мм. Общая протяженность газопровода составит примерно 140 км, из которых 40 км отрезок проляжет по территории Армении (Мегри - Ереван).

Примечательно, что иранская сторона в лице министра нефти этой страны Бижана Зангане сразу же после подписания документа заявила, что никаких проблем с изысканием своей доли средств не имеет - "сумма будет предоставлена Национальной компанией по экспорту газа Ирана". Иначе дело обстоит с армянской стороной - в Ереване четкой информации об источниках финансирования не предоставляют. Зато пущен в оборот вариант возможного участия в проекте иностранных компаний. Согласно министру энергетики Армении в числе таковых могут выступить американские, китайские, украинские, бразильские и российские компании - "в зависимости от того, чье предложение будет наиболее приемлемым для сторон договора".

Между тем, основной вопрос, придающий газопроводу Иран-Армения статус или транснационального или же сугубо регионального проекта, заключается в том, найдет ли газопровод продолжение или же будет "затупикован" в Армении? Очевидно, второй вариант для Армении, мягко говоря, не выгоден. Республика продолжает пребывать в полублокадном состоянии и играет роль статиста, наблюдающего за целым рядом американо-европейских экономических и чисто политических программ на Южном Кавказе.

Стоит отметить, что активно муссируемые слухи о возможности продолжения газопровода Иран-Армения на первом этапе до Грузии, а затем по дну Черного моря до Украины и далее до стран Европы не были столь уж голословны. Назывались конкретные суммы, а это свидетельствует о том, что определенные подсчеты в этом направлении велись. Так, прокладка трубы до армяно-грузинской границы увеличила бы стоимость проекта до $310 млн. А полная реализация проекта, что обеспечило бы Европу альтернативой российскому газу, обошлась бы в $5 млрд. Во всяком случае, такие подсчеты были проделаны украинскими экспертами, что было подтверждено ИА REGNUM послом Украины в Армении Владимиром Тягло.

Однако армянская сторона, конечно, прекрасно осознает, что дело тут, конечно не в трудностях, связанных с финансированием. Догадаться не сложно, Европа предоставила бы любую сумму, лишь бы обладать вышеуказанной альтернативой. Тем более, что первоначальная идея проекта предусматривала подключение к нему и другого поставщика - Туркменистана, что, в купе с Ираном, могло бы создать серьезнейшую конкуренцию российской стороне. Таким образом, без политического согласования данного вопроса с Москвой, Армения, учитывая факторы российского влияния на республику, в данный проект не ввязалась бы.

Отметим также, что именно в день прибытия министра нефти Ирана в Ереван и подписания основного договора, президент Армении Роберт Кочарян отбыл в Москву, где провел встречи с президентом России Владимиром Путиным, главой компании "Газпром" Алексеем Миллером и президентом группы компаний "Итера" Игорем Макаровым. В тот же день из Киева в Ереван, после переговоров с высшими лицами Украины, на которых затрагивалась, в частности, и газовая тематика, вернулся премьер-министр Армении Андраник Маргарян. В свете этого, совершенно ясно, что Ереван не оставляет намерений быть большим игроком в регионе, что позволяет географическое положение республики. В этой связи напомним слова вице-премьера РФ, сопредседателя российско-азербайджанской межправительственной комиссии Виктора Христенко от января 2001 года, который заявил, что "Россия с большим вниманием следит за проектом газопровода Иран-Армения и, конечно, рассматривает Иран в качестве конкурента России на газовом рынке". Вместе с тем, по словам Христенко, Москва считает, что можно найти точки соприкосновения и пойти на взаимные уступки.

Какими же могут быть эти "точки соприкосновения"? Как ранее отметил президент Армении Роберт Кочарян, перспектива продолжения ирано-армянской трубы в направлении Европы видится весьма проблематичной. Очевидно, наиболее важным моментом первого этапа (своеобразным индикатором серьезности) данного проекта является диаметр прокладываемых на иранской территории труб. Армянская сторона проложит новые трубы лишь на небольшом отрезке - от иранской границы на участке Агарак до уже существующих коммуникаций вглубь Вайоц-Дзорской области. Так что, не исключено, что армянская сторона, уже подписав документ, вошла в фазу активных переговоров на предмет вовлечения российских газовых гигантов в многомиллиардный проект. Оценили или нет весомость армянских доводов в Москве - покажет время. Крайний срок постройки и сдачи в эксплуатацию газопровода Иран-Армения зафиксирован на 1 января 2007 года.