В России разрабатывается стратегия развития Арктической зоны. В обсуждение будущего программного документа вовлечены эксперты различных отраслей. Важные моменты, которые необходимо учесть в стратегическом документе относительно Ямало-Ненецкого округа, прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM политолог, директор Фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.

Как отметил президент России Владимир Путин, при разработке документа особое внимание должно быть уделено специальным мерам государственной поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне, стимулированию проведения геологоразведочных работ и строительству объектов инфраструктуры за счёт частного финансирования, а также качеству жизни людей, находящихся в сложных климатических условиях.

Политолог Евгений Забродин акцентировал внимание на том, что экономика Ямала завязана на углеводородном сырье и его доставке.

«Сейчас Россия испытывает серьёзное давление в отношении трубопроводной доставки углеводородного сырья. В мире делается ставка на сжиженный природный газ (СПГ), активно строятся терминалы по всему миру, особенно в странах Европейского союза. Развитие газовой отрасли идёт в сторону увеличения производства СПГ. Закономерно инвесторам сейчас интересно именно это направление. Для развития СПГ-направления нужны деньги, специалисты, новые компетенции. Для новых компетенций необходима научная база. Сейчас делаются подвижки в этом направлении, но дефицит научных кадров остро чувствуется. Эта сфера требует пристального внимания государства», — считает эксперт.

Евгений Забродин сразу отметил, что Север — это дорого, здесь иллюзий быть не должно.

«Но Арктика — это ещё и прибыльно, если грамотно и комплексно подойти к данному вопросу со всех сторон — финансовой, политической, социальной. Лишь комплексная синергия всех факторов даст высокий экономический эффект в Арктической зоне. Северу нужны большие длинные деньги, длинные кредиты. Не ждите от арктических проектов сегодня быстрой отдачи», — отметил директор Фонда «Региональная политика».

Ямал будет жить в современных реалиях, развиваться и приносить ещё большую пользу стране лишь в условиях транспортной доступности. Если говорить предметно о роли государства в привлечении инвестиций в эту сферу, то она должна быть гарантирующей, уверенно заявляет эксперт. Развитие государственно-частного партнерства, совершенствование его механизмов — в этом роль государства основополагающая.

«Для развития Ямалу нужны мосты и дороги, и не только автономному округу, но и всему Урало-Сибирскому макрорегиону. Среди методов привлечения инвестиций, помимо государственно-частного партнёрства, может быть привлечён механизм финансирования через государственные ценные бумаги, облигации. Если вспомнить историю, дублёр Суэцкого канала в Египте был построен с привлечением облигационного займа», — заметил Евгений Забродин.

В регионах Крайнего Севера неблагоприятный климат, и люди едут туда неохотно, лишь за большие деньги. Потому и необходима особая государственная политика и стратегия развития Арктической зоны. При этом строительство городов и посёлков требует колоссальных вложений. Временные вахтовые посёлки ещё долго будут выручать в освоении арктических просторов. Однако надо понимать, что они не могут разрастись до крупных населённых пунктов на севере Ямала из-за неблагоприятной среды проживания. Создание компактных, рассредоточенных по территории Ямало-Ненецкого округа базовых посёлков содействует развитию региона и его заселению.

«Между тем есть готовые крупные города Муравленко, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым. Надо налаживать и делать благоустроенной и комфортной жизнь там. Эти города возводились и устраивались рядом с крупными месторождениями газа, в которых сейчас падающая добыча. И на Ямале заговорили о диверсификации экономики. Это тоже стратегическое направление. Как и необходимо подумать, куда денутся после выработки месторождений тысячи специалистов, которые пустили корни на Ямале и уже родилось третье поколение освоителей арктического региона. А эти люди другой работы, как в нефтегазовой отрасли, не знают. При этом открываются и готовятся к освоению в регионе новые месторождения», — напоминает Евгений Забродин.

Как выход — внутрирегиональная вахта, которую необходимо создавать, развивать, быть готовыми к высвобождению массы специалистов с опытом, высокой квалификацией в газовой отрасли, в отличие от на скорую руку собранных вахтовиков с российских полей и не только. О создании внутрирегиональной вахты говорит и губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.

«Нынешние вахтовики, безусловно, серьёзно выручают в сложившейся ситуации дефицита рабочих рук. Но есть большая проблема в отношении временных подрядчиков к поставленным задачам. Они ищут дешёвую, зачастую неквалифицированную рабочую силу на строительство тех или иных объектов. Работников порой бросают в арктических полях без зарплаты. На ямальскую вахту выгодно привлекать людей, у которых нет северного стажа, которым не надо платить гарантированно северные надбавки и обеспечивать соцпакет. Но что выгодно для подрядчика, который пришёл и ушёл с территории, не выгодно для государства и людей. На Севере надо строить, работать надёжно и для себя. Логика подрядчиков, которые приходят на Север за длинным рублём, часто не соотносится с государственными интересами. Их работа нередко обходится для государства, для региона дороже. Необходимо создание заточенных на работу в Арктической зоне специализированных фирм, которые привлекают местную рабочую силу», — считает политолог Евгений Забродин.

Напомним, представить проект стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года правительство России должно до 1 декабря 2019 года. Ответственным за исполнение поручения президента России назначен председатель правительства России Дмитрий Медведев.