Молодежная политика - тема модная и уже даже несколько поднадоевшая. О реформе образования тоже говорят много и на самых разных уровнях. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на круглом столе "Образование и молодежная политика", прошедший при участии Новосибирской школы публичной политики 10 мая в НГУ в рамках Интернедели, на проблему образования посмотрели в необычном аспекте. Речь шла о недостатках самих обучающихся молодых людей. Недостатки, впрочем, тоже логично вытекают из кризиса всей системы образования.

На круглом столе на молодежь спустили всех собак, правда, не было понятно, кого следует больше ругать - молодых людей или все-таки систему. Как это ни банально, по мнению экспертов, среди которых были представители различных организаций, руководители проектов и преподаватели вузов, получилось, что современная молодежь неактивна, в политической жизни не участвует и не всегда может найти себя. Причин тому нескольку - инфантилизм, неспособность работать с информацией и отсутствие корпоративного духа.

Александр Шевченко, руководитель проекта "Система творчества" (СТВОР) выявляет еще одну необходимую составляющую личности молодого человека: "Ему не хватает должного уровня "борзоты". Молодежь часто генерирует хорошие идеи, но не умеет их предлагать и продавать. Нужно не бояться быть лучше всех за счет своего внутреннего содержания".

А Валерий Николаев, руководитель образовательного учреждения "Наша школа" даже окрестил современных студентов "импотентами от мышления". Так что лозунг НГУ "Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать" вполне бы подошел массе молодых людей, которые при наличии профессиональных знаний далеко не всегда способны самостоятельно мыслить. В общем, участники круглого стола сошлись в том, что если и изменять образователную систему, то в сторону развития индивидуальных качеств человека.

Впрочем, к преодолению вышеперечисленных проблем молодежи участники имеют самое непосрдественное отношение. Например, Валерий Николаев пытается в своей школе привить людям нестандартное мышление. А благодаря проекту "Система творчества" как раз можно предложить свою идею и так грамотно ее оформить, чтобы инвесторы с удовольствием ее приобрели. Кстати, в школу творчества уже поступил заказ от управления по делам молодежной политики на проект, который бы помог преодолеть электоральную пассивность молодых людей.

Кризис образовательной системы и личности неизбежно приводит к политическому кризису. Надежда Вавилина, ректор Нового Сибирского университета, видит цель молодежной политики в том, чтобы помочь молодежи избавиться от пресловутого инфантилизма: "Молодежь сама должна осознать свою роль, нельзя уже сваливать ответственность друг на друга". Другие ратуют за то, чтобы вырастить новое поколение политической элиты, которая была бы адекватна политической ситуации, поколение граждан, мыслящих трезво и по-новому. В чем-то здесь может помочь учрежденная региональной общественной организацией "Открытая Россия" Школа публичной политики. Руководитель новосибирского отделения школы Дмитрий Березняков говорит: "Школа публичной политики выполняет роль именно региональной публичной площадки, на которой молодые люди обсуждают современные проблемы. У молодых лидеров есть место для дискуссий, возможность учиться публичной политике и участвовать в гражданских инициативах".

Вообще, участники круглого стола отличались разнообразием мнений. Одни заявляли о массовости нынешнего образования, другие - об ограниченном доступе к нему. Говорили и о бедности потенциальных студентов, о необходимости государственного образовательного кредитования. Ограниченность доступа высшего образования неизбежно приводит к тому, что студенты начинают искать зачастую неприглядную работу вроде проституции.

Хотя Надежда Вавилина не склонна во всем винить наши законы, не всегда дающие возможности молодым учиться там, где они хотят: "Если бы все учились сразу в двух вузах, конечно, на занятия проституцией времени бы не оставалось. Но у людей же есть способности, потребности и цели, так что бедность - это не критерий. А вообще несправедливо заставлять за ошибки взрослых платить молодежь".

Таким образом, виновата все-таки не молодежь. Так что вполне справедливо замечание о необходимой переподготовке учителей. Кто может взрастить новых личностей, как не другие сформировавшиеся личности? Наль Хохлов, профессор кафедры философии НГУ говорит: "В вузе должны работать личности, которые, в свою очередь, тоже готовят личностей, а не просто повышают уровень ума, знаний и профессиональной подготовки".