"Сургутнефтегаз" отказался строить второй завод в Ленобласти. Взлеты и падения круизного туризма. Каждый третий мост - небезопасен. Крысы ушли, но обещали вернуться.

В Санкт-Петербурге завершается месячник борьбы с крысами. Его провозгласила губернатор Валентина Матвиенко после повторной настоятельной рекомендации главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко. Провести тотальную дератизацию Северной столицы В. Матвиенко обещала, еще будучи кандидатом в губернаторы, однако 50 млн. рублей на нее нашлись только сейчас. За этот период, как сообщил газете "Коммерсантъ-СПб" главврач питерской дезинфекционной станции Юрий Шиян, санитарные бригады действительно стали чаще выезжать в неблагополучные районы - а это не только ветхие дома в историческом центре, но и панельные новостройки, расположенные на заболоченных грунтах. Впрочем, специалисты говорят, что акция может возыметь действие только в том случае, если впредь в городе будет хотя бы изредка проводиться плановая дератизация: в искусственно зачищенном ареале животные, повинуясь инстинктам самосохранения, начнут размножаться гораздо активнее.

Вчера нефтяная компания "Сургутнефтегаз" заявила об отказе от одного из самых крупных инвестиционных проектов в Ленобласти - строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Приморске стоимостью 3,5 млрд. долларов. Вице-президент компании Вадим Сомов заявил, что строить НПЗ в отсутствии инженерной и транспортной инфраструктуры экономически нецелесообразно. Это уже второй "бумажный" проект "Сургута" в Ленобласти. Обилие дорогостоящих проектов, которые "Сургутнефтегаз" ведет одновременно, пока не позволяет компании всерьез заняться развитием бизнеса в Ленобласти. В итоге ни один из своих новых проектов здесь "Сургут" пока не реализовал. Еще в июле 1996 года компания получила от Минтранса РФ разрешение на строительство терминала по перевалке светлых нефтепродуктов в бухте Батарейная. Его планировалось ввести в эксплуатацию вместе с комплексом глубокой переработки нефти на предприятии "Киришинефтеоргсинтез". Но проект сооружения установки гидрокрекинга в Киришах реализуется очень медленно, а работы по возведению терминала фактически не ведутся. Это неудивительно: КИНЕФ и без гидрокрекинга является крупнейшим НПЗ на Северо-Западе. А первоочередной задачей компании на сегодня является освоение Талаканского месторождения. "Коммерсантъ-СПб" заключает, что региональный бизнес интересует компанию гораздо меньше, чем освоение Талаканского месторождения.

30% мостов Санкт-Петербурга не соответствует нормам безопасности. На содержание городских мостов выделяется только 12-15% от необходимой суммы. Об этом "Деловому Петербургу" заявил Юрий Петров, директор ГУП "Мостотрест". В 2004 году выделен 351 млн. рублей, из них 14 млн. уже освоено на межнавигационный ремонт. Всего на балансе ГУП находится 443 сооружения мостового характера, в число которых входит 20 разводных мостов. Правительство города и Министерство транспорта и связи РФ рассматривают возможность реализации за счет федерального бюджета программы по реконструкции мостов Санкт-Петербурга.

Крупный петербургский производитель лекарств - ОАО "ICN Октябрь" - в ближайшее время может сменить собственника. Акционеры предприятия уже поменяли исполнительного директора и вчера на внеочередном собрании голосовали за новое название фабрики. Смена названия, очевидно, связана с тем, что летом 2004 года закончится срок договора на использование российскими предприятиями товарного знака ICN. Группа компаний ICN - крупнейший игрок на петербургском рынке производителей лекарств. Второе место делят ОАО "Фармакон" и ОАО "Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга". Но эксперты полагают, что "ICN Октябрь" представляет интерес только для крупных игроков. Петербургская фабрика нуждается в реконструкции по стандарту GMP, в ее переоборудование необходимо инвестировать как минимум 20-30 млн. долларов, при этом окупаемость проекта в нынешних рыночных условиях займет семь-десять лет. Участники рынка считают, что именно потеря брэнда может привести предприятие к глубокому кризису. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Секция потребительского рынка Союза российских городов обсудила проблемы развития сферы услуг на примере Санкт-Петербурга. В совещании приняли участие депутаты Госдумы, представители власти и бизнеса Санкт-Петербурга, руководители властных структур и бизнеса субъектов РФ из 30 российских городов. В числе важнейших достижений 2003 года - отмена налога с продаж и формирование единого налога на вмененный доход. Основная задача текущего момента - определить основную стратегию развития потребительского рынка с учетом хода административной реформы и подготовки нового бюджета на 2005 год. Особо отмечены итоги развития потребительского рынка Северной столицы. За последние 10 лет торговая сеть города увеличилась в 3 раза и теперь охватывает более 10 тыс. предприятий стационарной розничной торговли. Только в прошлом году торговая сеть увеличилась на 340 предприятий, а оборот розничной торговой сети вырос на 13%, составив 175 млрд. рублей. Фактически, каждое второе петербургское предприятие работает в сфере торговли, питания и бытового обслуживания. Впрочем, доходы от потребительской сферы в бюджет Санкт-Петербурга незначительны: 16-17%, на перспективу - 28-30%. Достигнуть этого уровня планируется за счет уменьшения теневого оборота и несанкционированной торговли. Об этом сообщает "Невское время".

Депутаты муниципального совета Зеленогорска выступили с интересной законотворческой инициативой. Они внесли в петербургский ЗакС проект "О передаче муниципальным образованиям городов и поселков на территории СПб отдельных полномочий органов государственной власти СПб в сфере землепользования и градостроительства". Документ определяет полномочия органов МСУ: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление (с учетом требований законодательства) правил землепользования и застройки территорий, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, выбор земельных участков для строительства, выдача разрешений на строительство объектов недвижимости (в порядке, установленном органами государственной власти Санкт-Петербурга), выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации для развития территорий МО, утверждение генпланов городов и поселков. В проекте также предусмотрены источники финансирования этой многообразной деятельности. Например: отчисления на социальное и инженерное обустройство территорий МО; средства заказчиков и инвесторов; средства целевых и внебюджетных фондов; отчисления от стоимости вводимых объектов недвижимости (независимо от их форм собственности и источников финансирования) в размерах, установленных правительством Санкт-Петербурга. Как отмечает еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга", муниципалы предлагают городской администрации выступить в роли короля Лира - все раздать, оставив себе титул.

Одно из крупнейших пассажирских судов в мире Grand Princess (принадлежит компании Princess Cruises Inc., США) в июне начнет регулярно заходить в петербургский порт в рамках 10-дневных круизов по Балтийскому морю. Для захода в порт Санкт-Петербурга были проведены специальные дноуглубительные работы при участии Министерства транспорта и связи РФ. Длина судна - 294 м, вместимость - 3,5 тыс. человек. Агентом Grand Princess в Петербургском порту выступит ЗАО "Инфлот ворлдвайд Санкт-Петербург". В то же время, несмотря на амбициозные планы развития, круизный лайнер Silja Opera в конце августа прекратит регулярные рейсы по маршруту Хельсинки - Санкт-Петербург. Руководство компании Silja Line объясняет это тем, что в осенний сезон эксплуатация рейса нерентабельна. Однако ранее, при открытии этой линии, особый упор делался именно на ее регулярности и круглогодичности. Как сообщает "Деловой Петербург", финские перевозчики не выдержали борьбы с Министерством иностранных дел РФ, которое на протяжении 3 лет с момента первой попытки запустить круизную линию Хельсинки - Таллин - Санкт-Петербург требует от пассажиров круизных судов оформлять российскую визу, несмотря на то, что это вступает в противоречие с установленными МИДом же правилами. Вместо отменяемого рейса, Silja Line запускает регулярный паром FinnJet на линию Росток - Таллин - Санкт-Петербург. Между тем, эксплуатация круизной линии гораздо выгоднее эксплуатации парома. Круизные пассажиры едут в круиз как в отпуск, и денег тратят в два раза больше. Silja Line инвестировала 6,5 млн. евро в рекламную кампанию и модификацию теплохода Silja Opera специально для заходов в Санкт-Петербург.

НИИ синтетического каучука им. Академика Лебедева пытается оспорить решение о введении внешнего управления. На предприятии уверены, что цель банкротства - здание НИИ. Завтра Апелляционная инстанция Арбитражного суда рассмотрит обоснованность внесения в реестр кредиторов ФГУП "Научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева" (НИИСК) требований государства и кредиторов. Инициатором судебного разбирательства выступает директор НИИСК Галина Григорян, уверенная, что многие долги, которые пытаются предъявить предприятию кредиторы, сомнительны. В свою очередь, временный управляющий Виктор Костомаров опасается распродажи активов НИИСК и считает, что предприятию поможет только внешнее управление, так как старое не способно вывести его из кризиса. Проблемы федеральных предприятий-банкротов постоянно решаются в суде, сообщает "Деловой Петербург". Так, 5 мая в третий раз была введена процедура наблюдения на ФГУП "Кронштадтский морской завод"; совсем недавно суд отклонил ходатайство собрания кредиторов ГП НИИЭМ им. Пастера о введении конкурсного производства, и т.п. Примечательно, что судьба ФГУП-должников решается в тот момент, когда в соответствии с реформой федеральных органов в исполнительной власти ФСФО (Фонд содействия финансовому оздоровлению предприятий Северо-Запада) передает свои полномочия Минэкономразвития РФ и Федеральной налоговой службе.

ОАО "Ленэнерго" перестало принимать отчеты о потреблении тепловой энергии по счетчикам ЗАО "Взлет", контролирующего 20% рынка приборов учета энергии. С начала года ОАО "Ленэнерго" не допускает в эксплуатацию порядка 100 узлов счета, что соответствует примерно 3% общего числа приборов, находящихся в ведении энергокомпании. В ЗАО "Взлет" с позицией "Ленэнерго" не согласны и обратились в ТУ МАП и Арбитражный суд. Антиреклама продукции фирмы может негативно отразиться на ее репутации. Помимо ЗАО "Взлет", на рынке приборов учета тепловой электроэнергии в Санкт-Петербурге работают ЗАО "Логика" (31%), ЗАО "Теплоком" (9%) и прочие производители (40%). По мнению игроков рынка, конфликт "Взлета" и "Ленэнерго" - решаемая техническая проблема, и к существенному перераспределению сил она не приведет. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

ООО "ПРИМЭКСПО", организатор выставок, пытается выйти на рынки среднеазиатских государств. Презентация международного проекта состоялась в Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате. Однако большинство петербургских производителей предпочитает не участвовать в этих мероприятиях. Выйти на рынки Средней Азии мешает неурегулированность законодательства, приводящая к двойному налогообложению, высоким таможенным сборам и т.п. Предприниматели ждут изменений на государственном уровне, подчеркивая, что частные инициативы компаний и комитетов с проблемой не справятся. Об этом сообщает "Деловой Петербург".