Между компанией FinEst Bay Area, координирующей строительство туннеля Таллин — Хельсинки, и китайским фондом Touchstone Capital Partners было подписано соглашение о намерениях, в рамках которого китайская сторона планирует инвестировать в проект 15 млрд евро. Об этом сообщает национальный эстонский вещатель rus.err.ee со ссылкой на финскую газету Helsingin Sanomat.

Сообщается, что китайский фонд Touchstone получит в FinEst Bay Area миноритарную долю участия, а мажоритарный пакет останется в Финляндии. Согласно распространенному сообщению юридической фирмы Sorainen, протокол о намерениях предусматривает, что треть финансирования будет предоставлена в виде собственного капитала, а две трети — в виде кредитных средств.

Как пояснил один из учредителей FinEst Bay Area Кустаа Валтонен, заключенное соглашение не означает, что на счет фирмы к началу следующего года переведут 15 млрд евро.

«Деньги будут собраны тогда, когда в них возникнет необходимость», — сказал Валтонен, по словам которого он очень доволен этим соглашением.

Адвокат компании FinEst Bay Area Пауль Кюннап тоже подчеркнул, что китайская сторона намерена финансировать проект, начиная со стадии строительства. По словам Кюннапа, согласно самому оптимистичному прогнозу фаза строительства начнется в следующем, 2020 году.

Ожидается, что все подробные детали соглашения будут обнародованы в течение следующих шести месяцев. Однако, как отмечает редакция rus.err.ee, интерес китайцев к туннелю под Балтийским морем понятен, в рамках проекта «Один пояс, один путь» на кредиты из КНР по всему миру строится сеть железнодорожных и автомобильных дорог, а также порты.

Мнение экспертов о том, как к таким инвестициям относиться, расходятся. Так, по мнению экономического эксперта из Эстонии Райво Варена, приход китайских инвесторов ускорил бы процессы и жизнь в регионе.

«Готова ли Европа запустить их с большим проектом на инфраструктурный строительный рынок, еще неизвестно, — отметил Райво Варе. — Понятно, что без таких больших денег подобное строительство невозможно в ближайшие 20−30 лет. И если китайцы готовы, то мы этот туннель получим. Если китайцы не смогут, боюсь, европейский проект затянется на десятилетия».

В тоже время эстонский эксперт по Китаю Лесли Лейно считает, что крупные вложения денег со стороны китайцев редко обходятся без помех, проволочек и коррупции. По его словам, ни строительство туннеля, ни фонд Touchstone сейчас не обсуждаются ни в китайском посольстве, ни в МИДе.

«Китай никогда не отличался альтруизмом, цель проекта заключается не в спасении европейцев, а поиске новых рынков для китайских товаров и повышении своего авторитета», — рассказывает Лейно, подчеркивая, что китайские инвесторы могут присоединиться к иностранному проекту только с одобрения партии (КПК).

Министр экономики и инфраструктуры Эстонии Кадри Симсон отметила в комментарии для передачи «Актуальная камера», что ни от Финляндии, ни от Эстонии не требуется предоставления государственных гарантий, что обычно требует КНР от правительств стран за пределами ЕС.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, проект морского туннеля Таллин — Хельсинки, по которому курсировали бы грузовые и пассажирские поезда, был представлен руководству столицы Эстонии в ноябре 2017 года.

Финские, шведские и эстонские эксперты, изучившие возможности проекта, пришли к выводу, что подводный туннель окупится при условии, что через него будет проходить пересекающая страны Прибалтики европейская железнодорожная колея Rail Baltica.

Кроме того утверждается, что туннель будет рентабельным, если 40−50% расходов, которые могут составить 9−13 млрд евро, покроют ЕС и оба государства — Эстония и Финляндия, а долги будут возращены за 35−40 лет.

Читайте также: Срываются сроки работ по строительству Rail Baltic

Напомним, что в регионе уже существует схожий инфраструктурный проект по строительству скоростной железной дороги Rail Baltic с узкой колеёй через Литву, Латвию и Эстонию, к которому в феврале 2019-го присоединилась и Финляндия. Общая стоимость проекта до 2026 года составляет около 5,8 млрд евро. Около 85% финансирования данного проекта исходит от Европейской комиссии.

Читайте также: Экс-директор Rail Baltica: Все плохо и Литва виновата

Несмотря на заявление ЕК, что проект остается одним из важнейших для ЕС, в июле 2018 года появилась информация о возможном снижении финансирования проекта с 85% до 55%. Так как самостоятельно ни Латвия, ни Эстония с Литвой не в состоянии закончить данный проект, то его реализация может быть заморожена или растянута.

Читайте также: В Эстонии представлен проект подводного тоннеля в Финляндию

В конце февраля данный факт был подтверждён словами министра сообщения Латвии Талиса Линкайтса, который заявил, что, несмотря на планы, реализация проекта затягивается по меньшей мере на 2−2,5 года.