Сергей Александрович, как Вы можете прокомментировать смену власти в Аджарии. С чем была связана такая неожиданно мягкая позиция России в этом конфликте?

Я думаю, что позиция России заключалась в том, что Саакашвили был предупрежден о недопустимости использования военного варианта. Абашидзе был вывезен. Его не бросили, как это бывало в старые времена. Но, действительно, Москва жестко не выступила на стороне Абашидзе. У этого есть ряд причин - и главная в том, что Россия не увидела, что население Аджарии стоит за Абашидзе. Более того, как показали последние события, огромная часть населения подержала смену власти. Абашидзе аджарцы поддерживали только из-за страха гражданской войны - как только они увидели, что новый президент в состоянии навести порядок, они перешли на сторону Саакашвили. Даже часть аджарских боевых формирований перешла на его сторону. В этих условиях стало очевидно, что система Абашидзе разваливается. Ему было не на кого опереться, например, мэр Батуми - сын Абашидзе - пацан, интересующийся больше дискотеками, чем борьбой за власть.

Насколько эффективно Абашидзе отстаивал интересы России в регионе?

Абашидзе жестко не отстаивал интересы России, но у него не было таких вариантов. Он не был поставлен в ситуацию, когда надо жестко решать. То, что он не достаточно активно боролся за интересы России, не являлось главной причиной подобного поведения Москвы. Он никогда не занимал антирусскую позицию, этого уже достаточно.

Повлияет ли отставка Абашидзе на развитие отношений между Россией и Грузией?

Отношения с Грузией после этих событий не изменятся, они останутся прежними. Их определяет сложный комплекс факторов. Во-первых, многовековая дружба грузинского и русского народов. При этом существует подозрительность населения Грузии, которое считает, что Россия сохранила имперские амбиции. Грузия не может развиваться экономически без поддержки России, но политики Грузии увлечены не решением экономических проблем, а борьбой за власть. Михаил Саакашвили - человек, пришедший к власти после революции, но получивший 90% голосов и поддержку населения. Он находится под контролем американцев, у него даже охрана американская, но ему удалось установить хорошие отношения с российским президентом. Саакашвили хочет поддерживать хорошие отношения с Россией, но антироссийская риторика у него осталaсь. Его основные цели - борьба с нищетой и мафией и восстановление территориальной целостности. По какому пути он пойдет - неясно. Отношения пока неопределенные, они в любой момент могут пойти в сторону как существенных позитивных сдвигов, так и резкого ухудшения.

Несмотря на то, что Аджария никогда не выступала против территориальной целостности, грузинское руководство пытается перенести опыт своего урегулирования в Аджарии на Абхазию и Южную Осетию, которые уже добились фактической независимости и находятся под подкровительством России. Что будет, если главным для Саакашвили станет восстановление территориальной целостности?

Если Саакашвили попытается и дальше восстанавливать власть жесткими методами, то вряд ли ему удастся навести порядок в стране. Прежде всего, это приведет к кризису в российско-грузинских отношениях и началу краха Саакашвили.