11 мая в рамках заседания президиума правительства Свердловской области состоялось совещание по модернизации и производству грузовых электровозов нового поколения на базе уральских предприятий.

На совещании главный инженер Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Игорь Набойченко рассказал о ходе реализации проекта по созданию электровоза нового поколения.

По словам главного инженера СвЖД, в последнее время на российских железных дорогах наблюдается рост объемов грузоперевозок. Так, в 2003 году в целом по сети данный показатель вырос на 10,5%, по Свердловской железной дороге рост грузооборота составил 12,1% к уровню 2002 года.

За 4 месяца 2004 года грузооборот на СвЖД вырос на 9,5%. Кроме этого, в соответствии с прогнозом размеров движения, выполненном институтом ГипротрансТЭИ, к 2010 году ожидается рост объема отправления грузов по сети дорог на 20,5 - 33%. "Текущий, а также прогнозируемый рост объемов грузоперевозок на российских железных дорогах создает потребность в электровозе нового поколения, отвечающего современным эксплуатационным требованиям", - заявил Игорь Набойченко.

Как сообщили REGNUM в пресс-службе Свердловской ЖД, в целом проект создания электровоза нового поколения планируется осуществить в три этапа. На сегодняшний день реализован первый этап, в ходе которого разработана новая электрическая схема последовательного возбуждения тяговых двигателей с микропроцессорной системой управления, все эти решения воплощены на электровозе ВЛ-11 № 400 АБ. Он был отремонтирован на Екатеринбургском электровозоремонтном заводе и успешно прошел эксплуатационные испытания в локомотивном депо станции Свердловск-сортировочный Свердловской железной дороги.

В настоящее время проводится работа по второму этапу модернизации. Его задача - создание новой схемы для трехсекционного электровоза с промежуточной проходной секцией и подрессоренными кабинами управления. К работам привлечен ряд уральских предприятий и научных институтов, таких как ФГУП "Уралвагонзавод", НПО "Автоматика", НПО "Саут".

На третьем этапе планируется фактическое создание нового локомотива. Производство электровозов постоянного тока нового поколения будет организовано на вновь созданном Уральском заводе железнодорожного машиностроения (УЗЖМ) в городе Верхняя Пышма совместно с ЕЭРЗ и другими заводами региона и России.

На заводе уже создана структура производства, организуется конструкторское бюро. По предварительным расчетам ВНИКТИ, на заводе возможен выпуск 120 двухсекционных электровозов в год, лимитная цена нового двухсекционного локомотива составит 65,7 млн. руб. Организация данного производства позволит создать дополнительно 1500 рабочих мест.

Также важно то, что разработкой электротехнической части локомотива в составе конструкторского бюро завода будут заниматься научные сотрудники высокой квалификации. На данный момент достигнута договоренность с Всероссийским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом локомотивостроения города Коломна о совместном сотрудничестве по созданию нового локомотива. Совместно с этим институтом уже выполнена предварительная технологическая проработка организации производства на УЗЖМ.

В настоящее время, для загрузки существующего на заводе производства, Свердловской железной дорогой размещен заказ на изготовление 500 бортов для наращивания платформ при перевозке грузов.

Программа создания электровоза нового поколения, столь важная для промышленности Уральского региона, осуществляется при поддержке президента ОАО "Российские железные дороги" Геннадия Фадеева и правительства Свердловской области.