В Бурятии предложили запретить экспорт леса-кругляка
Улан-Удэ, 5 марта, 2019, 12:29 — ИА Регнум. Ввести временный запрет на экспорт леса-кругляка из Бурятии предложили в Народном хурале (парламенте) республики. По словам инициатора предложения — депутата Михаила Гергенова, только это позволит решить проблему с масштабными вырубками. Сегодня лесная отрасль в Бурятии на 70−80% криминализирована и коррумпирована.
«Это почти полностью криминализированная схема, начиная с «черных лесорубов», подкупленных лесников и представителей правоохранительных органов, которые должны охранять леса», — отметил он.
На сессии регионального парламента 28 февраля глава республики Алексей Цыденов сообщил, что по таможенным декларациям цена одного кубометра леса-кругляка в Бурятии равняется 2,8 тысячи рублей. При этом на рынке один куб стоит 10−11 тысяч. Михаил Гергенов подытоживает, что 7−8 тысяч рублей уходит мимо казны. Всего бюджет с вывоза миллионов кубометров леса в год получает не более 10 миллионов рублей, в то время, как в этой серо-черной схеме крутятся суммы, исчисляемые миллиардами.
Сколько всего гектаров уже вырублено, точно не знает никто. По данным Бурятской таможни, в 2018 году через нее было экспортировано около 2 млн кубометров леса на сумму в 133 млн долларов. При этом возбуждено шесть уголовных дел по факту контрабанды лесоматериалов.
О масштабах вырубок можно судить по одной цифре — пунктов приема древесины в республике насчитывается более тысячи. По мнению депутата, это говорит о том, что государство фактически не контролирует момент передачи денег между рубщиками и скупщиками. Чтобы хоть как-то держать эту сферу под контролем, в Бурятии необходимо было бы оставить не более четырех десятков пунктов.
«У нас 28 районов — по одному пункту на каждый район и штук десять в городе. И чтобы под контролем был каждый грузовик, каждое бревно. Можно же чипировать все — откуда и кто привез бревно, куда оно ушло, по какой цене, сколько с него получили налогов», — говорит депутат.
Однако радикальным выходом из ситуации может быть лишь полный запрет на вывоз леса-кругляка, для чего необходимо прежде всего закрыть приемные пункты. А вырубку леса ограничить исключительно сухостоем, что в свою очередь позволит решить другую больную для республики проблему — пожары.
«Наша республика занимает первые места на числу пожаров, на федеральных каналах постоянно показывают. Это все происходит потому, что идет хаотичная вырубка леса «черными лесорубами». Они оставляют после себя ветки, пеньки, кусты и так далее, в общем весь мусор, который там гниет, сохнет, из-за чего любой брошенный окурок становится причиной пожара, который распространяется очень быстро», — отметил он.
Впрочем, сам Михаил Гергенов уверен, что его предложение не будет принято из-за противодействия мощного лобби.
«Там миллиарды крутятся, всем жить охота», — говорит он.
Влияние этого лобби, как ранее сообщало ИА REGNUM, отмечала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, изменения в Лесной кодекс, повлекшие за собой масштабные сокращения лесников и спровоцировавшие возникновение коррупционных схем «с участием всех и вся», были пролоббированы на федеральном уровне.
Читайте также: Матвиенко призвала Медведева ввести эмбарго на вывоз леса
На предложение Михаила Гергенова министр природных ресурсов Бурятии Вадим Кантор ответил, что принял к сведению и обязательно даст ответ позже. Однако очевидно, что самим регионам без участия федеральных властей не справиться с влиянием лесных лобби. Причем, это может оказаться финансово выгодным для Москвы, которая в последнее время активно ищет дополнительные источники дохода. Даже простое упорядочение лесной сферы, ее декриминализация могли бы дать бюджетам разных уровней столь необходимые средства, нужные в том числе для выполнения программ по развитию Дальнего Востока.
Добавим также, рост незаконных вырубок леса ранее признали в ОНФ. По словам «фронтовиков», черных лесорубов не пугают уже ни фотоловушки, ни угроза уголовного наказания.
Читайте также: Незаконные вырубки леса в Бурятии растут ежегодно