Методология, которую используют в Росфинмониторинге, не вполне прозрачна, но сообщения о снижении доли теневой экономики выглядят логично: снижение становится следствием и усилий государства, и естественного развития самой экономики, отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM в пятницу, 22 февраля, глава консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский, комментируя отчет финансовой разведки.

Ранее РБК сообщил, что в новом отчете Росфинмониторинга объем теневой экономики в России по итогам 2018 года оценен в 20% ВВП (20,7 трлн рублей). В сравнении с показателями 2017 года доля теневой экономики снизилась (тогда она составляла 20,5% ВВП), а в абсолютных цифрах объем теневой экономики вырос (в 2017 году он составлял 18,9 трлн рублей).

Методологию оценок в ведомстве не раскрывают, но известно, что Росфинмониторингом учитываются показатели «серого» импорта, «серых» зарплат, а также «сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей».

«Главный недостаток этого отчета состоит в его непрозрачности. В Росфинмониторинге толком не указывают ни что именно они считают, ни как именно они это делают. Такая закрытость со стороны государственного контролера выглядит очень странно.

Тем не менее можно признать логичным, что доля теневой экономики в России снижается. Это происходит, с одной стороны, благодаря действиям государства, с другой — благодаря естественным процессам в экономике.

Несколько лет назад государство начало борьбу с обналичиванием средств. «Обналичка» почти исчезла из экономики, что отразилось и на объемах «серых доходов».

Одновременно с этим естественным образом растет число операций по безналичному расчету, в том числе онлайн, что автоматически снижает наличный оборот, а значит, и возможность ухода от уплаты налогов», — отметил Александр Батушанский.