В Бурятии увеличивается площадь незаконно вырубленных лесов. Об этом как передает ИА Байкал-Daily, сообщил модератор тематической площадки «Экология» Общероссийского народного фронта в Бурятии Евгений Кислов. Это происходит как в отдаленных районах республики, так и в черте города Улан-Удэ.

И хотя раскрываемость преступлений стала выше, площадь вырубок с каждым годом также увеличивается. По словам Евгения Кислова, в сельских районах, где высокий уровень безработицы, жителей не пугают ни установленные в лесах фотоловушки, ни перспектива уголовной ответственности за вырубку. Если в 2016 году, по данным Республиканского агентства лесного хозяйства, в Бурятии было выявлено 1025 случаев незаконной рубки, то в прошлом году уже 1437. В 2016 году черные лесорубы нанесли ущерб в 28,1 тыс. кубометров древесины, а в 2018-м — 34,9 тысяч.

Однако реальные объемы незаконных вырубок превышают официальные данные, считают в ОНФ. Поэтому количество фотоловушек «фронтовики» призвали увеличивать, а также расширять штат лесников и обеспечить их современной техникой для рейдов в лесном массиве.

Между тем основная проблема с лесами кроется отнюдь не в местных жителях, которые до недавнего времени не могли даже собирать валежник, и которым половину года вообще запрещено заходить в лес из-за пожароопасной ситуации. Главную проблему озвучила недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, по словам которой в лесной отрасли сегодня рулит теневой преступный сектор. А привели к такой ситуации поправки в Лесной кодекс, разрешающие вывоз «кругляка», которые в свое время были пролоббированы «определенными группами лиц заинтересованных людей».

«В этом виноваты законодатели, которые невнимательно отнеслись к этому закону, когда мы потеряли хозяина в лесу, когда мы потеряли в разы количество лесников, когда мы потеряли финансирование, когда всё это передали регионам не обеспечивая их деньгами. Там появились коррупционные схемы с участием всех и вся», — заявила Матвиенко.

Ради справедливости стоит отметить все же, что передача регионам различных полномочий без финансового сопровождения одно время была распространенное практикой.

Как бы то ни было, эти изменения, по словам председателя Совета Федерации, привели к тому, что в лесной отрасли сегодня не осталось никакого контроля. И именно «преступный теневой сектор» (хотя какой он преступный, если они работают по принятым законодателями законам?) ответственен за дикую ситуацию с вывозом кругляка за границу. И за то, что «патриотичный бизнес», строящий деревообрабатывающие заводы, по словам Матвиенко, не может найти лес для переработки.

«И они перекупают лес втридорога у этих арендаторов, которые ничего не делают, не отвечают за посадки, возобновление леса. Четверть всего лесного богатства в России. 2% Россия занимает на мировой деревопереработке», — подчеркнула политик.

Арендаторы могут спокойно вывозить лес, тогда как против простых жителей будут устанавливаться новые фотоловушки, как предлагают активисты ОНФ. И расширение штата лесников приведет лишь к увеличению уголовников среди местных жителей. Ведь «фронтовики» сами признают, что местные вынуждены рубить лес, потому что на селе нет работы.

У арендаторов же все по закону — есть документы, печати, подписи. Простые жители в ответ могут предъявить разве что «усы, лапы и хвост», после чего к ним прибавится настоящий документ с фотографией на фоне метровки в профиль и в анфас. Как сообщили в агентстве лесного хозяйства республики, к уголовной ответственности в прошлом году было привлечено 473 виновника незаконных рубок. По административным производствам наложено штрафов на общую сумму 14,8 млн рублей, из них взыскано больше половины.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал идею Валентины Матвиенко о введении эмбарго на вывоз леса-кругляка и пообещал разрубить гордиев узел проблем лесного хозяйства. Однако подобное обещание он давал и в 2014 году, когда по его словам, потери бюджета от неэффективного освоения лесных ресурсов составляют более 8 млрд рублей. Будет ли результат в этот раз?