Накануне Дня Победы 9 мая корреспондент ИА REGNUM задал два вопроса русским политикам, играющим заметные роли в эстонских парламентских партиях.

Отмечается ли в вашей семье День 9 мая и знают ли ваши дети его смысл и значение?

Нелли Каликова, "Res Publika": Специально в моей семье ничего не будет. А когда был жив отец, мы отмечали, хотя он не был участником войны, в те годы он был подростком. В нашей семье не было ни военных, ни ветеранов войны. Я с уважением отношусь к этому дню.

Владимир Маслов, "Eesti Rahva Liit": В моей семье 9 мая является одним из почитаемых праздников. Вместе со знакомыми идем возложить цветы к памятнику Воину-освободителю, "таллинскому Алеше", затем либо идем на природу, либо дома слушаем музыку и песни тех лет, поем. На столе - черный хлеб, селедка, капуста. У меня, к счастью, никто из близких родственников на войне не погиб. Отец и отчим воевали, были ранены. Дед воевал, попал в плен - от этого пережил много неприятного. Для нас 9 мая - священный праздник.

Сергей Иванов, "Reformi Erakond": Мои дети, конечно, знают об этом дне и его смысле. У меня на войне погиб дед. Дядя погиб и прадеды. Мы помним каждый отмечаемый День Победы - в семье это один из самых чтимых праздников. 9 мая, я и мои русские коллеги по партии - Татьяна Муравьева, Владимир Брагин идем к памятнику на Тынисмяги и на военное кладбище, возлагаем цветы. Отдаем дань уважения тем, кто спас мир от фашизма.

Владимир Вельман, "Kesk Erakond": Моя семья отмечает, конечно. Мой отец воевал офицером в составе Эстонского стрелкового корпуса, теща - ветеран войны. 9 мая возложу цветы к могиле Воина-освободителя.

Считаете ли вы, что Эстония могла бы включить в перечень своих государственных праздников и официальных дат 8 или 9 мая как День победы над фашизмом?

Нелли Каликова, "Res Publika": Считаю такую идею преждевременной. Сложно обсуждать такую идею в городе, который был в 1944 году разбомблен "советскими". Для Эстонии это все еще чувствительная тема. Эстония ведь была поделена на две враждующие стороны - немецкую и советскую. Два живодера столкнули народы в кровавой бойне. Пока живы участники этого конфликта, лучше этот вопрос не трогать. Время все само расставит по местам. Я видела в Восточной Германии памятник "всем жертвам войны" - эта идея мне близка. Я не считаю, что Европа может наказать Эстонию за "особую позицию".

Владимир Маслов, "Eesti Rahva Liit": Правда существует только одна - в 1945 году было побеждено абсолютное зло - фашизм. И это был урок всему человечеству. Побеждено было человеконенавистническое мировоззрение, высокомерное отношение к людям другой национальности. Вес той победы для меня непререкаем. Признаюсь, что внутри моей партии не все разделяют мою позицию, но это их право. У них свои причины думать иначе. Я считаю, что день 8 мая в официальном календаре Эстонии должен быть, ведь память - это единственное, что постоянно требуется освежать.

Сергей Иванов, "Reformi Erakond": Я не знаю статус этого дня в Европе. Думаю, что Евросоюз мог бы отмечать такой день. Я ничего не имею против. День победы над фашизмом Европа должна помнить всегда.

Владимир Вельман, "Kesk Erakond": Двумя руками за! Это показало бы, что Эстония становится по-настоящему европейским государством и отходит от тех извращенных понятий, которые сложились за последнее десятилетие. Я пытаюсь объяснить своим оппонентам, что есть вещи наднационального, мирового уровня и что не может быть никакой другой войны внутри общей войны против фашизма. А потому нельзя оправдывать участие в фашистских войсках борьбой за независимость! Я буду активно лоббировать в Парламенте эту идею. Постараюсь обеспечить поддержку партии в этом вопросе и суметь убедить тех, кто еще не готов принять эту идею.