Надеяться на то, что власти РФ откажутся от проведения кадастровой реформы, не приходится, так как она оказалась весьма затратной, полагает налоговый эксперт Виталий Лазарчук. Об этом он сообщил 12 февраля ИА REGNUM, комментируя предстоящее рассмотрение Государственной думой РФ законопроекта № 438 647−7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости».

«Данный законопроект — это попытка депутатов на федеральном уровне вернуть существовавшие до 2015 года механизмы, когда налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, а не из кадастровой, как это происходит сейчас, — отметил Лазарчук. — В настоящее время кадастровая стоимость при определении налога используется в 64 регионах, и до конца 2020 года вся страна должна перейти на новый расчёт».

При этом он предположил, что надеяться на то, что власть в одночасье откажется от кадастровой реформы, не приходится.

«Она оказалась весьма затратной с точки зрения вложенных усилий и средств, — подчеркнул Лазарчук. — Так, значительные государственные деньги были направлены на привлечение многочисленных «независимых оценщиков», которые определяли кадастровую стоимость недвижимости. Всё это происходило на фоне значительных сложностей с созданием необходимых инструментов для того, чтобы вся эта машина заработала, — Росреестр ещё несколько лет назад сотрясали коррупционные скандалы, связанные с созданием системы государственного кадастра недвижимости».

При этом эксперт убеждён, что реформа явно не окончена, и это подтверждается постоянными изменениями в законодательстве.

«Это, очевидно, демонстрирует понимание властей, что всё далеко не так радужно и реформа встречает резкое сопротивление граждан, которые активно пытаются уменьшить кадастровую стоимость недвижимости всеми законными методами, — отметил он. — При этом те, кому это удалось, сталкиваются с проблемой, когда государство каждые два-три года просто возвращает стоимость на прежний уровень, после чего собственникам приходится проходить все процедуры по новому кругу, если они хотят отстоять свои права. Более того, чиновники предприняли шаги, чтобы и вовсе исключить попытки собственников уменьшать кадастровую стоимость. Сделано это путём создания специальных бюджетных учреждений в каждом субъекте РФ и наделения их всеми правами по оценке. Используют они какой-то свой, «идеальный» (очевидно, для них) алгоритм расчёта».

Самое же любопытное, как полагает Лазарчук, заключается в том, что после того как такое бюджетное учреждение сделает свою оценку, оспаривать в суде его уже запрещено.

«То есть повышенная ставка для собственника будет зафиксирована, и он с ней уже ничего не может сделать, — объяснил налоговый эксперт. — Для примера приведу статистику, согласно которой кадастровая стоимость недвижимости в Москве и Московской области на сегодняшний день завышена в среднем от 20% до 50%, что приводит к почти вдвое завышенным налогам. Желание же немногочисленных парламентариев снизить налоговую нагрузку на граждан понятно, так как падение реальных доходов, увеличение НДС, пенсионного возраста, а также прочие налоговые повинности негативно влияют на благосостояние народа. Насколько такие инициативы проходные, я думаю, может ответить каждый из нас, задав один простой вопрос: а для того ли эти налоги увеличивали, чтобы от них потом отказываться?»

Напомним, что 13 февраля Государственная дума РФ планирует рассмотреть законопроект № 438 647−7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости». Согласно данному документу, исключается определение налоговых баз по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговые базы в отношении указанного имущества планируется определять: для организаций — исходя из среднегодовой стоимости имущества, для физических лиц — исходя из инвентаризационной стоимости.