«По большей части, это работа по истории. А значит, в основном диалоги основных персонажей в этой книге взяты из письменных источников. Когда это было невозможно, я старался дать персонажам речь, схожую с той, что наблюдал у них в ходе своих исследований», — такими словами обращается к читателям Джонатан Феттер-Ворм, автор графического романа «Тринити. История создания атомной бомбы».

Бомбардировка Нагасаки
Бомбардировка Нагасаки
Фрагмент комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»

Осознание того, что все события, описанные в комиксе, достоверны, ощутимо добавляет весомости произведению и уважения к автору, который так кропотливо собрал и переработал их в современную форму. «Тринити» — действительно, прежде всего историческая работа. Но она не пытается бездумно завалить читателя датами и фактами, она предлагает пережить важные исторические события от лица их героев. После прочтения всего графического романа (порядка 170 страниц) в голове остаётся лишь одна мысль — «Это было сильно».

«Тринити» — это название первого в мире испытания ядерного оружия, которое проходило 16 июля 1945 года на ядерном полигоне Аламогордо в США. Событие, о котором знала лишь небольшая группа учёных и обслуживающего персонала, разделила мир на «до» и «после». Одноимённый графический роман Джонатана Феттер-Ворма рассказывает не факты о постройке оружия, изменившего человечество. Он рассказывает историю гениальных и увлечённых людей, которые в попытке изменить мир, становятся демиургами новой разрушительной вселенной. Опасной настолько, что новоявленные творцы практически готовы отказаться от своего детища.

«Они наконец-то получили ответ на вопрос, который задавали себе годами: «Можно ли это сделать». Впрочем, после завершения Манхэттенского проекта многие учёные почувствовали необходимость задать другой вопрос: «Следовало ли это делать?»

Взрыв атомной бомбы
Взрыв атомной бомбы
Фрагмент комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»

«Тринити. История создания атомной бомбы» — это современный взгляд на важное историческое событие, своего рода учебник нового образца. Автор аккуратно берёт читателя за руку и неспешной походкой проводит через все события, послужившие началом настоящей научной революции. От первых опытов Марии Кюри и её мужа до атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки — история длиной в несколько десятков лет рассказывает о создании первого оружия, способного стирать с лица Земли целые города. При этом манера повествования Феттер-Ворма очень лёгкая и простая для восприятия — словно тебе читают сказку о несуществующих вещах в какой-то далёкой стране. Вот только «Тринити» — это не сказка, а суровая и пугающая реальность.

В книге нет центрального героя, от лица которого ведётся повествование. От начала и до конца всё путешествие с читателем проходит только сам автор — резюмируя все произошедшие события. Однако подход Феттер-Ворма позволяет оценить вклад в историю каждого отдельно взятого учёного. Их работа как огромная фигура из домино — исследования одного научного работника толкают разработки другого и т.д. Отдельно, пожалуй, автор отмечает только Джулиуса Роберта Оппенгеймера — руководителя «проекта Манхэттен» и, так называемого, «Отца атомной бомбы». Оппенгеймер — молодой учёный, обладающий не только выдающимся интеллектом, но и целеустремлённостью, харизмой и неугасающим желанием изменить мир. Вторая значимая личность в романе — генерал Лесли Гровс, образцовый военный, координировавший работу учёных во время проекта «Манхэттен». Феттер-Ворм называет Гровса «выдающимся логистом» за его удивительное умение оптимизировать работу сразу нескольких предприятий, пытающихся создать атомную бомбу.

«Постоянный дефицит и поджимающие сроки плюс тот факт, что никто никогда не делал ничего подобного, требовали изобретательности первопроходцев».

Герой комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»
Герой комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»
Фрагмент комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»

В графическом романе показано, что создание атомной бомбы было вынужденной мерой для победы над Германией. Выдающиеся учёные США (и не только) присоединяются к «проекту Манхэттен» из желания защитить свою родину. Однако азарт и перспективы перекройки мира берут верх, и атомная бомба становится не средством защиты, а новым агрессором в отношениях всех стран мира. В «Тринити» нет положительных и отрицательных героев, есть только люди, готовые пойти на что угодно для достижения своей цели. И если жители Японии изначально позиционируются как враги главных героев, то на их сторону хочется сиюминутно переметнутся после бомбардировки Нагасаки. Кадры того, как невинные дети сгорают заживо в атомном пламени заставляют переосмыслить подход к конфликту — в конце концов, война означает смерть.

«Забрав десятки миллионов жизней солдат и мирных жителей, Вторая мировая война наконец-то закончилась».

Бомбардировка Нагасаки
Бомбардировка Нагасаки
Фрагмент комикса «Тринити. История создания атомной бомбы»

Эта неоднозначность находит своё отражение и в визуальном стиле комикса. Монохромные изображения с первых страниц говорят о том, что этой истории не нужны контрастные краски. Серые люди, серая кровь и серый взрыв атомной бомбы — автор не даёт эмоциональной оценки произошедшим событиям, он будто просто констатирует факт. Тем не менее страницы комикса «проглатываются» очень быстро — история интересная и понятная, даже несмотря на обилие специализированных терминов из физики и химии. Например, в книге подробно описаны многочисленные химические реакции и условия их взаимодействия между собой, но сделано доступным языком.

«Тринити. История создания атомной бомбы» — увлекательный и подробный графический роман о тех событиях, которые послужили началом нового этапа в науке и военной промышленности. Современная и простая «Тринити» подойдёт как любителям истории, так и людям, мало с ней знакомым. Несмотря на свой образовательный подтекст, этот роман делает очень важное дело — заставляет пережить события вместе с главными героями и задуматься о важности произошедшего.

Читайте ранее в этом сюжете: «Партизаны мира видеоигр»: интервью с руководителем инди-студии Alpha Games

Читайте развитие сюжета: Почему «Лего Фильм 2» — мультфильм для взрослых?