Идея строительства дорог за деньги частных компаний приемлема, но такие трассы должны быть бесплатны, в том числе и для грузовых автомобилей. Такое мнение высказал депутат Госдумы Федот Тумусов («Справедливая Россия»), передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Фото пресс-службы правительства Калужской области
Пункт приема оплаты на платном участке дороги

Читайте также: Меняются правила проезда по платным дорогам в 23 регионах России

Народный избранник выступил резко против законопроекта о строительстве на Севере платных дорог. Он не сомневается, что этот закон потом распространят на всю Россию, и не считает веским аргументом за взимание платы то, что «в некоторых местах дорог нет, и пусть они будут хоть за деньги».

«Некоторые места» — это, прежде всего, районы, где идёт добыча полезных ископаемых. И те самые частные дороги фактически будут строить добывающие компании. То есть дороги им нужны и так — но правительство даёт условным «Сургутнфтегазу», «Газпрому» и так далее заработать. Ведь окупаемость такой дороги, как признают в кабмине, составляет около 20 лет — так что компаниям просто хотят помочь в их собственных планах. За счёт кого? Конечно, за счёт жителей», — уверен депутат.

Читайте также: Трутнева не услышали: платная дорога «Сургутнефтегаза» подняла цены на хлеб

Его не утешает то, что пока речь идёт только о сборе средств с грузовых автомобилей, так как это можно легко потом изменить с помощью поправок. Кроме того, сбор средств с грузовых машин тоже негативно скажется на жителях Севера, считает Федот Тумусов — ведь на них в населённые пункты везут в том числе продукты.

«И произойдёт ровно то, что уже происходило у нас в Якутии, в Ленском районе. Помните стрельбу на частной дороге «Сургутнефтегаза», когда человека, которому по ней ехать не разрешали, довели до этого? Дорогу в итоге сделали платной и как раз стали брать деньги с грузовых машин. Цены на продукты в округе сразу взлетели», — напомнил депутат.

Читайте также: Якутянин с оружием в руках перекрыл дорогу на «Сургутнефтегаз»

При этом Федот Тумусов считает идею строительства дорог частными компаниями вполне приемлемой. Если эти дороги будут полностью бесплатными, иначе получится как с системой «Платон»: «вся прибыль частнику, все расходы — государству и людям».

«Когда речь идёт о Севере, и депутаты, и чиновники как будто забывают о тех тяжелейших условиях, в которых здесь живут люди. Они ведь стараются уехать при любой возможности (проблема только одна — «денег нет»). А государство вместо помощи пытается содрать последнюю рубашку, теперь ещё и платными дорогами», — с сожалением констатировал депутат.

Читайте также: Сургутнефтегаз: Дорога к нефтепромыслам является нашей собственностью

Как сообщало ИА REGNUM, правительство РФ предлагает законодательно закрепить платный проезд для грузовых машин по построенным на условиях ГЧП дорогам, которые не имеют альтернативного проезда. Документ касается только Севера России и уже принят в первом чтении.

Напомним, в Якутии на платной для грузовиков дороге «Сургутнефтегаза» уже неоднократно происходили неприятные инциденты. В 2015 году предприниматель из посёлка Пеледуй Валерий Лейкин в знак протеста против взимания платы за пользование дорогой перекрыл её у КПП «Сургутнефтегаза», стреляя из травматического оружия. История закончилась уголовным наказанием: Валерия Лейкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы условно, а компания заявила, что дорога является её собственностью, и её владельцы вправе взимать плату за проезд с предпринимателей, везущих товары из райцентра в населённые пункты.

Ещё один конфликт произошёл в декабре 2017 года. Тогда отказ «Сургутнефтегаза» пропустить машину с грузом через КПП бесплатно стал причиной повышения стоимости хлеба в селе Витим Ленского района Якутии до 70 рублей за булку.

Читайте также: Самозахват: в Якутии противостояние олигархов и жителей