Заведующая кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ) Галина Кулаева выразила позитивное отношение к разработке единой концепции преподавания, на основе которой могут скорректировать учебники по русскому языку и литературе. В разговоре с корреспондентом ИА REGNUM доктор педагогических наук отметила, что ранее много лет учились по единому учебнику, что очень удобно. «Главное, чтобы были хорошие авторы и продуманная система для учителя и ученика», — подчеркнула Галина Кулаева.

Профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы ОГПУ Ирина Брякова, напротив, крайне негативно относится к единому учебнику. О чем и заявила корреспонденту ИА REGNUM: «Все это мы уже проходили: единый учебник, единую программу. У нас нет одинаковых учителей, учеников. Нужна альтернатива». Вместе с тем она подчеркнула, что и излишнее разнообразие программ и учебников — тоже плохо.

Сейчас, по словам филолога, основным учебником считается учебник по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. «Учебник В. Г. Маранцмана сначала пробил себе дорогу, но потом ему дали красный свет. А он заслуживает внимания и рассчитан на тех, кто углубленно изучает литературу. Интересны учебники и программа под редакцией С. А. Зинина. К нам (на филологический факультет ОГПУ — ИА REGNUM) обращаются родители с просьбой позаниматься индивидуально с детьми и упор на занятиях сделать на классическую литературу».

Доктор педагогических наук согласилась, что существует проблема трудностей прочтения современными школьниками классической литературы из-за непонимания языка. «Надо доносить до учеников классическую литературу дозированно, но не убирать ее совсем. От классической литературы отлучать нельзя!»

Ирина Брякова выступила противником перегруженности школьников. Избыточность литературы может отбить желание к чтению.

Интерес же к чтению у современных детей можно прививать в разных формах. Профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы ОГПУ вспомнила «Заветный список» Михаила Пряхина и считает, что идею можно использовать на региональном уровне. Например, издать список произведений, которые рекомендуют известные и уважаемые люди Оренбуржья. Например, губернатор укажет книги, которые прочитал в детстве и юности и они оставили неизгладимый след. Те же филологи вуза могут с тонким юмором рекомендовать свой список. Эти рекомендации будут уместны при составлении учителями летних списков для школьников.

Напомним, в Госдуму внесен законопроект о создании на основе федеральных образовательных госстандартов базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.

«Преподавание русского языка и литературы должно быть максимально эффективным. А для этого оно должно быть адекватным времени, постоянно совершенствоваться и развиваться», — считают члены рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах и указывают на необходимость создания учебника русского языка нового поколения.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, учебники русского языка и литературы для школ РФ могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания.