На какой стадии сейчас находится работа по подписанию конвенции о правовом статусе Каспия?

Жизнь и работа на Каспии продолжаются, независимо от того, насколько преуспели прикаспийские страны в международно-правовом урегулировании проблем, связанных с этим морем. Отсюда вытекает особая ответственность каждого действующего на Каспии субъекта, будь то государственный орган или частная компания. Пока не выработаны общие нормы и принципы, каждому из субъектов экономической деятельности надлежит добровольно придерживаться правил поведения, основанных на уважении законных интересов остальных, и самое главное - не причинять ущерба общему достоянию - Каспийскому морю и его природной среде. Большая часть вопросов Конвенции об определении статуса Каспийского моря согласована. Документ уже готов приблизительно на 60 процентов и остались вопросы, которые выходят за рамки компетенции руководителей рабочих групп.

Если говорить о позиции России, то мы готовы подписать конвенцию хоть завтра. Ведь уже достигнут консенсус хотя бы относительно того, что раздел должен быть проведен по срединной линии. Мы убедительно просили Туркменистан, отказывающийся подписывать природно-охранную конвенцию, пересмотреть свою позицию. Вместе с тем, в ходе двусторонних контактов с иранцами мы просили их поработать с Ашхабадом так, чтобы мы все подписали эту конвенцию в пятистороннем формате. Замечу, однако, что этот документ может быть подписан и в двух, и в трех, и в четырехстороннем формате. Конвенция открыта для подписания всеми участниками. На мой взгляд, с учетом того, как сейчас развивается обсуждение конвенции, проведение встречи по Каспию на высшем уровне необходимо. Необходимо принципиально решить, быть или не быть морским границам на Каспии и какими должны быть территориальные и экономические зоны каждого из государств. Все эти вопросы сдерживают подписание конвенции.

С чем связана неконструктивная позиция Ирана по этому вопросу?

Лучше этот вопрос переадресовать самим иранцам. Мы за сотрудничество и диалог со всеми прикаспийскими странами, в том числе и с Ираном.

Как вы оцениваете последнее предложение Казахстана по разделу Каспия по рыболовным секторам?

В случае установления национальных рыболовных зон по биоресурсам Каспия будет нанесен значительный удар. В этом случае труднее будет наладить борьбу с браконьерством. Я убежден, что, действуя совместно, мы добиться большего, чем действуя по одиночке. Появление рыболовных зон подорвет эффективность коллективного регулирования рыбно-хозяйственной деятельности, а с ним и возможность постоянного воспроизводства биоресурсов. Идя навстречу партнерам, Россия внесла существенные коррективы в свою изначальную позицию, предложив установить на Каспии 15-мильные прибрежные зоны, в которых прикаспийские государства будут, среди прочего, обладать исключительными правами на рыболовство. Дальше идти нельзя. Нам не жалко воды, нам жалко рыб, наша неспособность договориться и совместно навести порядок в собственном доме чревата тяжелыми последствиями не только для рыбной популяции, но и для наших собственных доходов от экспорта. Предложение казахстанской стороны, по меньшей мере, не реально: как мы знаем, для рыб границ нет.

Что вы думаете о демилитаризации Каспия?

Российская сторона выступает за ограничение вооружений и осуществление военного строительства в рамках разумной достаточности. В ходе московской встречи министров иностранных дел принципиально важной сферой сотрудничества прикаспийских стран была признана борьба против международного терроризма, других новых угроз. В то же время некоторые наши партнеры ставят вопрос о демилитаризации Каспия. Это трудно понять: демилитаризация означает разоружение, но чем же в таком случае прикажете бороться с террористами? Они-то разоружаться не собираются и охотно заполнят силовой вакуум, который возникает в случае нашей демилитаризации. Мудро сказано: "Хочешь мира - вооружайся". Время для разоружения, к сожалению, еще не пришло. Россия и все прикаспийские государства должны располагать силами и средствами, способными эффективно противостоять мировому злу. Хочу отметить, что демилитаризация не согласуется и с предложением некоторых стран установить на Каспии государственные границы - хотя Россия считает это неправильным, так как четыре из пяти прибрежных государств входят в СНГ. Мы не против этого, но мы против чистого суверенитета в этих территориях. Я считаю, что предотвратить демилитаризацию помогла бы договоренность прибрежных государств о недопустимости присутствия на Каспии вооруженных сил нерегиональных стран. Реализацию принципа "неприсутствия" Россия считает важнейшим условием обеспечения своей национальной безопасности. Если же мы сейчас установим границы, то их будет необходимо охранять и создавать соответствующие силы и средства. Тогда о какой демилитаризации Каспия может вообще идти речь?

Как относится Россия к предложению некоторых прикаспийских стран о прокладке по дну моря транскаспийских газо- и нефтепроводов?

Россия выступает против этой идеи. Это связано с уникальностью водоема, а также высокой сейсмической активностью региона. Россия в состоянии пропустить весь объем каспийских углеводородов через свои трубопроводы. Казахстан и Азербайджан изучают планы прокладки по дну Каспийского моря трубопровода, который соединит Актау с Баку, а затем с экспортной системой Баку-Тбилиси- Джейхан. По моему мнению, есть достаточно возможностей для прокладки нефте- и газопроводов по легко контролируемым территориям суши, и не стоит использовать для этого морское дно. Одной из тем обсуждения на встрече заместителей министров в Баку стал вопрос свободного прохода судов через внутренние воды России, в том числе и по Волго-Донскому каналу. Государства Каспия жалуются, что разрешительная система использования этого водного пути приносит затруднения. Поэтому Россия предложила пойти по пути их упрощения, и сейчас данный вопрос прорабатывается в правительстве.