Выступая на последнем заседании правительства Нагорного Карабаха премьер-министр Анушаван Даниелян в своей речи, в частности, отметил:

"В течение последних 10 лет, прошедших со времени прекращения войны, навязанной азербайджанскими националистами карабахскому народу, экономика Нагорно-Карабахской Республики успела значительно окрепнуть, и сегодня можно с уверенностью можем говорить о поступательном экономическом развитии Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха - ред.). Экономические реформы, реализуемые правительством республики, в том числе облегчение налогового бремени, либерализация рыночных отношений, ликвидация монополий, а также активное привлечение инвестиций послужили стимулом для бурного развития частного сектора, что и способствовало коренным качественным и структурным изменениям в экономике.

Тем не менее, с азербайджанской стороны то и дело раздаются слова о якобы нежизнеспособности карабахской экономики и неспособности НКР к самостоятельному существованию. Однако цифры красноречиво свидетельствуют об обратном.

Приведу для наглядности некоторые экономические показатели. Так, если в 2000 году продукция, произведенная частным сектором составляла примерно 25% промышленного производства республики, то сегодня более, чем 75% промышленной продукции обеспечивает частный сектор, что свидетельствует о значительных структурных изменениях в экономической сфере. Разумеется, достичь прогресса удалось не сразу. Но уже сегодня анализ макроэкономических показателей позволяет сделать вывод о том, что 2003 год был переломным для развития экономики НКР. Об устойчивом экономическом прогрессе свидетельствует динамика развития промышленного и сельскохозяйственного производства последних лет.

После спада промышленного производства в 1999 году примерно на 11%, в следующем, 2000 году, был достигнут рост промышленного производства на 16,8%, в 2001 - 21,6%, в 2002 - 36,2% и в 2003 - 43,8%, составив 11,1 млрд драм. Валовой сельскохозяйственный продукт в 2001 году составил 13,5 млрд драм, обеспечив рост по сравнению с предыдущим годом на 2,3%, в 2002 - 15,2 млрд драм (рост - 15%), в 2003 - 21,2 млрд драм (рост - 25,7%).

Примечательно также сравнение показателей экспорта. Если в 2000 году объем экспорта составил 2 млн долларов, то в 2001 году он возрос в 2,6 раза, составив около 5,4 млн долларов. В 2002 году объемы экспорта соответственно возросли в 2,5 раза составив 14 млн долларов.

По сравнению с 2002 годом в 2003 году реальный рост ВВП составил 19,8%. Причем 6,7% роста обеспечено сельским хозяйством, а 5,7% - промышленностью. Производство потребительских товаров увеличилось на 40,3%, объем капитального строительства возрос на 29,1% и составил 8,7 млрд драм.

В 2003 году объем внешнеторгового оборота НКР достиг 48,7 млрд драм. Таким образом, рост составил 34,5%, в том числе импорт возрос на 13% (31,7 млрд драм), экспорт в 2,1раза (17 млрд драм). Номинальный ВВП составил 33,6 млрд драм - в условиях 6% дефлятора, а ВВП на душу населения - 399,2 долларов США (231 тыс драм), что по сравнению с прошлым годом фиксирует рост на 25,6%.

В 2003 году в республике выработано 130,6 млн квтч электроэнергии, что больше по сравнению с предыдущим годом на 20,3%. В 2003 году среднемесячная зарплата одного работника составила 33662 драм (рост - 13,4%), денежные доходы населения составили 34,4 млрд драм (рост - 17,1%) и денежные расходы населения 33,3 млрд драмов (рост - 118,5%).

В 2003 году отмечен беспрецедентный рост (на 41,8%) собственных доходов госбюджета, в том числе: по линии налога на прибыль - на 25,6% и подоходного налога - на 34,6%, что фактически подтвердило экономическую обоснованность и практический характер реализуемых правительством налоговых реформ.

Социально-экономическая политика правительства была направлена на сохранение стабильных темпов роста экономики, развитие частного сектора, повышение уровня жизни населения. Обеспечению прогресса ощутимо способствовали также шаги, предпринятые в направлении совершенствования и модернизации законодательного поля. И реализуемые правительством экономические реформы, естественно, принесли свои плоды.

Также должен подчеркнуть, что будучи переломным по росту макроэкономических показателей, 2003 год стал отправной точкой для качественных изменений и устойчивого развития экономики. То есть, созданы весомые предпосылки для выведения экономики республики на новый уровень. Сегодняшние темпы развития позволяют утверждать, что в 2006 году, как мы и запланировали, ВВП удвоится по сравнению с прошлыми пятью годами, в 2004 году удвоится объем собственных доходов в госбюджет по сравнению с 2002 годом. В 2004 году мы должны будем обеспечить 1,5 - кратный рост промышленного производства. Ежегодно будут повышаться зарплаты и пенсии, и в течении ближайших 2 лет средняя зарплата будет доведена до 50-55 тыс драм, минимальная зарплата удвоится. Предполагаются дальнейшие изменения и дополнения в налоговом законодательном поле.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, связанные с реализацией государственной программы 2003 года по развитию малых и средних предприятий. Особо отмечу, что процесс кредитования должен быть абсолютно прозрачным. Считаю, что необходимо поименно публиковать все паспортные данные заемщиков (вплоть до подробностей выполнения договорных требований).

Что касается процесса восстановления кредитов, предоставленных ранее правительством НКР, безусловно, государственные средства должны быть обязательно возвращены. Все без исключения заемщики несут ответственность перед законом, и никто не должен себя ощущать в привилегированном положении по отношению к остальным.

Позитивные подвижки в этом направлении очевидны. Благодаря тому, что правительство НКР предприняло необходимые меры, львиная доля кредитов, предоставленных для организации и развития производства в сфере сельского хозяйства возвращены, в отношении более чем 200 заемщиков возбуждены судебные дела, общая сумма исков составляет 215108,1 млн драм и 44688 долларов США. Постановления судов переданы в службу принудительного исполнения. Тем не менее, по положению на 01.02.04. сумма просроченных кредитов, предоставленных из ресурсов правительства НКР, составляет 333724,5 тыс драм и 522920 долларов США.

Исходя из необходимости урегулирования и конкретизации погашения предоставленых ранее кредитов, совместно с ЗАО "Агроспасаркум", ЗАО "Арцахбанк", и степанакертским филиалом "Ардшининвестбанка" решено предпринять необходимые меры в направлении погашения данных кредитов.

Вместе с тем, мне бы не хотелось создавать ложное представление о том, что в НКР все трудности преодолены. Вовсе нет. По моему глубокому убеждению, основные трудности еще впереди. Это не стереотипное выражение, а характеристика нынешнего состояния экономики. Дело в том, что рост экономики нашей страны можно охарактеризовать как восстановительный рост. В мировой экономике он известен как довольно необычное и малоисследованное явление. Думаю, что это тема отдельного разговора.

Однако, очевидно одно - восстановительный рост имеет очень опасную особенность. Как правило, по мнению некоторых аналитиков, он, так сказать, имеет "угасающий" характер. Начальные высокие темпы развития постепенно ослабевают, что в дальнейшем становится серьезной проблемой для властей и для страны в целом. Исходя из вышесказанного, правительство должно постоянно совершенствовать свои программы, для придания реформам долгосрочного, а темпам развития - стабильного характера.

Здесь на первый план выдвигается задача по разработке научно обоснованных макроэкономических показателей и определению средств их достижения. Конечно, постоянное обеспечение высоких темпов развития - задача не из легких. Тем не менее, экономический потенциал молодой Нагорно-Карабахской Республики придает ее народу уверенность в завтрашнем дне и укрепляет надежду на мирное и независимое будущее в семье европейских народов".