Выведение пассажирских перевозок на безубыточный уровень - главная задача реформирования пассажирского комплекса ОАО "РЖД". Об этом, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ОАО "РЖД", было объявлено в рамках расширенного заседания правления компании, которое состоялось 28 апреля в Москве под председательством президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева. По статистике, россияне совершают в год 9 путешествий на поездах дальнего следования. Вот почему, считает Г. Фадеев, в сжатые сроки, установленные правительством Российской Федерации, необходимо решить много серьезных вопросов, главный из которых - преодоление убыточности пассажирских перевозок и обеспечение их прибыльности.

Балансовые убытки российских железных дорог от пассажирских перевозок составляют в среднем 64 млрд. рублей в год, из них 36 млрд. - в дальнем сообщении. По мнению экономистов ОАО "РЖД", половину этой суммы компания в перспективе способна покрывать сама - за счет роста объемов перевозок, увеличения прибыльных направлений и развития различных видов сервиса. Вторую половину убытков составляют расходы на обеспечение перевозок льготных категорий граждан (55 млн. пассажиров) и организация социально значимых поездов (20% от всех маршрутов).

"ОАО "РЖД" вместе с государством необходимо найти решение проблемы компенсации этих убытков, - заявил вице-президент компании Борис Лапидус. -Только после этого можно будет говорить о выведении комплекса пассажирских перевозок дальнего сообщения в дочернее общество ОАО "РЖД". По данным, которые привел вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Сергей Козырев, потенциал рынка дополнительных услуг пассажирского комплекса российских железных дорог оценивается в 15 млрд. рублей в год.

Для ликвидации убыточности пассажирских перевозок и их перекрестного субсидирования внутри компании специалистами ОАО "РЖД" разработаны бизнес-проекты по высокодоходным видам деятельности. Речь, в частности, идет об оказании пассажирам дополнительных услуг, например сервисных услуг на вокзалах. Кроме того, дополнительные доходы могут быть получены от перевозок багажа и грузобагажа, продажи железнодорожных проездных документов, организации коммерческих перевозок и туризма. Сегодня доходы от оказания дополнительных услуг ОАО "РЖД" составляют 2 млрд. рублей.

В настоящее время заканчивается разработка нового Прейскуранта 10-02-16 "Тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте". По словам С. Козырева, введение нового прейскуранта ни в коем случае не станет причиной повышения цен на билеты. Стратегия ценообразования компании заключается в том, что тарифы могут повышаться только с ростом покупательной способности населения. "Сегодня этот предел - 12% в год, - подчеркнул он. Вице-президент компании также отметил, что создание нового прейскуранта позволит адаптировать тарифную политику в области пассажирских перевозок к условиям рыночной экономики, повысить качество обслуживания пассажиров и учет платежеспособного спроса населения, создать условия для развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок.