МИД России: соглашение ЕС-Россия - не "индульгенция" на отношения Латвии и Эстонии с русским меньшинством

Рига, 29 апреля 2004, 10:41 — REGNUM  Департамент информации и печати МИД России выступил с комментарием в связи с ситуацией с правами человека в Латвии и Эстонии. В нем, в частности, говорится:

"У российской стороны никогда не было сомнений в том, что соблюдение прав национальных меньшинств является неотъемлемой частью отношений партнерства между Россией и ЕС. Естественно, что присоединение к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС 1994 г. налагает на новые страны-члены ЕС, в том числе на Латвию и Эстонию, вполне определенные обязательства в этой сфере.

В течение продолжительного времени Россия обращала внимание как Риги и Таллина, так и своих партнеров по СПС на проблемы дефицита демократии и положения русскоязычных меньшинств в этих странах и призывала к выполнению адресованных им рекомендаций международных организаций. К сожалению, вынуждены констатировать, что приглашение в ЕС было воспринято в Риге и Таллине не столько как возможность заимствовать у его "старых" членов опыт налаживания цивилизованных отношений с национальными меньшинствами, сколько как своего рода "индульгенция", позволяющая утверждать об отсутствии проблемы как таковой и продолжать - это особенно характерно для Латвии - наступление на права русскоязычной части населения в наиболее чувствительных вопросах.

Российская сторона удовлетворена тем, что ЕС наконец проявил объективный подход в плане констатации взаимосвязи политических, экономических и правозащитных обязательств по СПС. Впрочем, если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло. В статье 2 СПС, напомним, зафиксирована приверженность Сторон демократическим принципам и правам человека, определенным в основополагающих документах ОБСЕ - хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы.

Надо сказать, что два года назад российская сторона предлагала Эстонии включить аналогичное положение в текст двустороннего торгово-экономического соглашения, но получила категорический отказ. Поэтому соглашение так и не было подписано, в результате чего в отношениях наших двух стран не действовал режим наибольшего благоприятствования в торговле. Теперь в рамках СПС Россию с Эстонией связывают, наряду с режимом наибольшего благоприятствования в торговле, и положения о правах человека и национальных меньшинств.

Ожидаем, что наши партнеры в ЕС будут руководствоваться не только собственной убежденностью в соответствии новых членов Евросоюза критериям демократии, но учтут и то обстоятельство, что "Копенгагенские критерии" членства новых государств в ЕС являются неотъемлемой частью принятого июньской 1993 года сессией Евросоюза документа - Заключения председательства. В п.17 этого документа, в частности, отмечается, что "проявления нетерпимости и расизма недопустимы в жизни современных обществ", подтверждена приверженность ЕС и стран-членов защите фундаментальных прав и свобод, зафиксированных в Европейской конвенции о правах человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В этой связи нельзя не напомнить, что Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, созданный в целях наблюдения за выполнением положений вышеназванной Конвенции в странах-членах, в своих заключениях по Латвии (август 2003 г.) и Эстонии (ноябрь 2002 г.) высказал ряд озабоченностей и рекомендаций по исправлению ситуации в данной области, касающихся, прежде всего, ограничений в правах национальных меньшинств в латвийском и эстонском законодательстве о языке и образовании, низких темпов натурализации и избирательных прав. Пока существенного прогресса в выполнении этих рекомендаций Ригой и Таллином не наблюдается.

Российская сторона не хотела бы, чтобы нерешенные проблемы национальных меньшинств в Латвии и Эстонии привносили диссонанс в конструктивно развивающееся партнерство России и ЕС. Надеемся, что при активном участии ЕС можно уже в ближайшие месяцы обеспечить реальные подвижки в улучшении положения русскоязычных общин этих стран. С удовлетворением отмечаем подтвержденную в Люксембурге готовность Еврокомиссии предоставить российской стороне информацию о проводимой работе в этом направлении.

Как это предусмотрено статьей 6 СПС, Россия и ЕС могут теперь в рамках политического диалога более тесно взаимодействовать по вопросам обеспечения прав человека и национальных меньшинств в Латвии и Эстонии в целях поощрения властей этих стран к приведению реального положения дел в данной области в полное соответствие с обязательствами по СПС и известными международными стандартами. Русскоязычные общины Латвии и Эстонии получают возможность отстаивать свои интересы в институтах ЕС на основе развивающегося европейского права и перенимать опыт других языковых общин в странах ЕС в обеспечении своих прав.

Для России проблематика положения соотечественников остается в числе приоритетов как в отношениях с Латвией и Эстонией, так и в контактах с профильными международными организациями и ЕС".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.