Казахстан сегодня: обзор СМИ (27 апреля 2004г.)

Астана, 27 апреля 2004, 17:30 — REGNUM  

III Евразийский Медиа-форум уже закончил свою работу, а СМИ все еще продолжают подводить итоги. "Саммит ведущих профессионалов медийного рынка становится традиционным я, но при этом не теряет высокого статуса. Чаще всего его сравнивают с Давосом", пишет "Комсомольская правда". "Понять зачем, нам, россиянам, важно участвовать в таких мероприятиях и вообще как можно крепче взаимодействовать с Казахстаном, невозможно, не побывав в этой стране. На постсоветском пространстве осталось, увы, не так много государств, где бы так ценили русский язык. На нем говорят практически все, а 5 миллионов граждан вообще являются русскоязычными. Эти родственные связи надо укреплять не только политическими связями, но и совместны бизнесом. Председатель медиафорума Д.Назарбаева не раз отмечала: "Нашей целью является создание платформы для диалога представителей Востока и Запада". Как отмечает "Казахстанская правда", нынешний форум предоставил уникальную возможность для совместного обсуждения злободневных проблем. Все они являются глобальными, поиск их решения имеет особую значимость. Все собравшиеся отметили, что медиа-форум помог в продвижении принципов свободы, открытости, плюрализма, толерантности и сотрудничества. Он, несомненно, окажет позитивное влияние на процессы развития во всем Центральноазиатском регионе.

Соединенные Штаты поддерживают решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не подписывать законопроект о СМИ, о котором он объявил в своем выступлении на Евразийском медиа-форуме в Алматы 22 апреля, пишет "Экспресс-К". Об этом говорится в заявлении государственного департамента США, обнародованном в тот же день. "Соединенные Штаты приветствуют заявление президента Назарбаева от 22 апреля о том, что предложенный законопроект о средствах массовой информации, принятый парламентом, не будет введен в действие. Этот закон подвергался жесткой критике как в Казахстане, так и на международном уровне, поскольку он подразумевал резкие ограничения прав свободных СМИ. Президент Назарбаев отверг этот законопроект, после того как Конституционный Совет признал его неконституционным. Соединенные Штаты надеются, что это - знак более широкого открытия для свободных СМИ возможности играть жизненно важную роль в развитии демократии в Казахстане, включая предстоящие в 2004 году выборы в парламент",

Дальнейшая демократизация политической системы страны определена в качестве приоритетного направления. Она подразумевает усиление ответственности власти перед обществом, повышение роли граждан в управлении государством и степени их влияния на принимаемые политические решения. Одним из способов решения этой актуальной задачи является совершенствование избирательной системы, пишет "Казахстанская правда". Как отметила Индира Мамашева, сотрудник отдела информационно-аналитической работы аппарата Мажилиса Парламента, "международными наблюдателями неоднократно отмечались нарушения законодательства о выборах со стороны должностных лиц исполнительных органов, самих кандидатов и политических партий, избирательных комиссий. В этой связи по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева, высказанной им на встрече с директором Бюро по демократическим институтам и правам человека Жераром Штудманом, с сентября 2000 года в Астане была проведена серия "круглых столов". Их можно считать началом общенационального диалога государственных органов, всех политических партий и движений по вопросам реформирования избирательного законодательства".

Выступая на открытии пятой парламентской сессии, Н. Назарбаев сказал, что в выборное законодательство Казахстана необходимо внести изменения, предусматривающие дальнейшую демократизацию процесса выборов. Президент заявил, что возросло "доверие граждан к институтам государства, повысился социально-экономический уровень населения, граждане приобрели опыт участия в политической жизни". Все это, по его словам, требует дальнейшего совершенствования правовой основы будущих парламентских выборов, внесения изменений и дополнений в выборное законодательство, в результате которых "избирательный процесс должен стать более демократичным".

В настоящее время в Парламенте завершается обсуждение проекта закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам выборного законодательства". Он будет принят в целях дальнейшего упорядочения норм и внесения соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс РК и Кодекс об административных правонарушениях. Проектом, в частности, предлагается регламентировать в Гражданском процессуальном кодексе сроки рассмотрения заявлений, касающихся обжалования необходимых исправлений в списках избирателей.

Таким образом, предстоящие выборы в Мажилис пройдут по новому законодательству, которое призвано обеспечить прозрачность как самой предвыборной кампании, так и процесса выборов, ограничить возможность злоупотреблений кандидатов в подключении административного ресурса. С уверенностью можно сказать, что нынешний закон предоставляет равные возможности кандидатам на выборах и, соответственно, создает условия для того, чтобы никто не мог уйти от ответственности за нарушения или недозволенные приемы предвыборной борьбы. Тем самым закладываются серьезные рычаги для развития многопартийной политической демократии.

В минувшую субботу, 24 апреля, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Бюджетный кодекс РК на 2005 год, который устанавливает целостную систему бюджетных и межбюджетных взаимоотношений и направлен на их совершенствование. Он нацелен на улучшение эффективности контроля над использованием бюджетных средств путем законодательной регламентации процедур планирования и исполнения бюджетов разных уровней, пишет "Комсомольская правда - Казахстан". Данным документом предусмотрен новый механизм формирования средств Национального фонда, согласно которому пополнение активов фонда будет осуществляться только через республиканский бюджет. В настоящее время капитализация Нацфонда осуществляется за счет сверхплановых платежей от крупнейших предприятий нефтяного и металлургического комплекса страны, а также от приватизации госсобственности. Теперь эти средства будут поступать в бюджет и только потом - в Нацфонд. Основным новшеством процесса планирования бюджета, предусмотренным законом, является требование разработки среднесрочной фискальной политики на трехлетний период, в которой должны быть определены основные направления налоговой и таможенной политики, приоритетные направления расходования бюджетных средств, политика в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга, пишет "Известия - Казахстан".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.