В редакцию ИА REGNUM поступили комментарии Управления водных ресурсов МПР России к ситуации вокруг изменения русла реки Туманная на границе Приморского края и Корейской Народно-Демократической Республики.

Как пояснила ИА REGNUM начальник управления по связям с общественностью и СМИ МПР России Н. Клейменова, Туманная - река пограничная, в нижнем течении на участке протяженностью 17,6 км по ней проходит государственная граница между Россией и КНДР. Геоморфологические и гидрологические условия пограничного участка реки сложные, но характерные для многих рек Дальнего Востока. Одно из наиболее серьезных следствий этих условий - значительные русловые деформации в паводковые периоды, изменения русел, разрушения берегов, обусловленные сочетанием естественных факторов.

Туманная - не исключение, отличие же состоит в том, что развитие этих процессов на пограничном участке нижнего течения реки ведет к прямым территориальным потерям России. Способствует этому и то обстоятельство, что российский берег, сложенный грунтами с низкой сопротивляемостью к размыву, более подвержен разрушению, чем корейский, который на большем своем протяжении проходит в коренных породах.

В течение 4 десятков лет, заявили ИА REGNUM в МПР России, смещение российского берега вглубь российской территории на отдельных участках составило 250-300 метров, значительно усилившись в последние годы. В июле - августе 2000 года в период прохождения высокого паводка (повторяемостью один раз в 20 - 25 лет) российский берег реки на участке 10-11 километров от устья реки сместился вглубь российской территории на 50 - 60 метров. При этом была размыта залесенная бровка берега, создалась реальная угроза прорыва высоких вод в так называемую Первую протоку. В случае ухода реки из нынешнего русла в левобережные протоки потери российской территории могут составить более 30 квадратных километров. Активизация размыва берега реки с его смещением в сторону российской территории кроме естественных гидрологических и геоморфологических факторов связана и с проведением берегоукрепительных работ на корейской территории.

В соответствии с п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 г. № 64 Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2000 году были разработаны "Мероприятия по стабилизации русла пограничной реки Туманной в целях закрепления российско-корейской государственной границы". В их составе были рассмотрены возможные направления работ, определены ориентировочные затраты на их выполнение в объеме 192,8 млн.рублей, в том числе 56,8 млн.рублей на реализацию первоочередных мероприятий.. Ввиду отсутствия утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2003 год мероприятия включены не были.

В связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в районе дислокации пограничной заставы "Песчаная", сопровождающейся смывом ряда пограничных столбов, возникновением реальной угрозы объектам и постройкам, а также работами корейской стороны по укреплению берега реки МПР России неоднократно поднимался вопрос о необходимости выделения средств федерального бюджета на выполнение неотложных берегоукрепительных мероприятий, прежде всего перед Минэкономразвития России. В целях обеспечения проведения работ на р. Туманной проектно-сметной документацией МПР России в 2003 году за счет текущих расходов по основной деятельности при долевом участии средств бюджета Приморского края подготовлено обоснование инвестиций по объекту.

Проект был разработан на основе детальных изысканий, проведенных в летний период 2003 года и отразивших серьезные изменения исходных параметров проектирования. В ходе работ осуществлена серьезная корректировка технических решений, ранее учтенных проектными предложениями по стабилизации русла реки Туманной, объемов работ и стоимости строительства на участке протяженностью 17.6 км от моста "Дружба" до устья р.Туманной. Стоимость строительства составила уже 710 млн.рублей, в том числе первоочередных объектов - 459 млн.рублей. Такова цена затягивания решения проблемы. Финансирование же в 2003 году неотложных работ из бюджета Приморского края в размере 5,4 млн. рублей сколь ни будь серьезно на ситуацию повлиять не могло.

Проектно-сметная документация по объекту в январе 2004 г. получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы, подготовлено заключение Главгосэкспертизы при Госстрое России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2004г. № 37-р, объект включен в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2004 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" по подпрограмме "Водные ресурсы и водные объекты" (бюджетополучатель - администрация Приморского края). Однако заложенный объем финансирования объекта "Мероприятия по стабилизации русла пограничной реки Туманной" в размере 6 млн. рублей критически мал для коренного исправления ситуации.

Учитывая федеральную значимость проблемы и реальную опасность потери значительной площади российской территории в результате изменения русла реки Туманная, МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовило к внесению в Правительство Российской Федерации обоснование необходимости увеличения финансирования в 2004 году по указанному объекту на 450 млн. рублей. Для обеспечения реализации данных мероприятий необходимо использовать также ресурс привлечения средств от платы за пользование водными объектами, поступающих в бюджет Приморского края на условиях софинансирования.