"Йошкар-Ола осталась на уровне выживания": интервью мэра столицы Марий Эл Владимира Таркова

Йошкар-Ола, 26 апреля 2004, 12:32 — REGNUM  

Предлагаем вашему вниманию интервью мэра Йошкар-Олы Владмира Таркова в эфире программы ГТРК Марий Эл "Йошкар-Ола: дела и проблемы".

Владимир Васильевич, в администрации города подведены итоги за первый квартал текущего года. Как складывается финансовая и хозяйственная обстановка за этот период?

Я докладываю йошкаролинцам: мы справились со всеми основными задачами и перевыполнили бюджетные показатели более чем на 50 млн. рублей. Это позволило, во-первых, справиться с проблемами оплаты за теплоэнергетические ресурсы и решить все непростые вопросы, связанные с зимним периодом. Я хочу поблагодарить за такую работу всех йошкаролинцев, руководителей предприятий, руководителей малого и среднего бизнеса, то есть всех тех, кто внес весомый вклад в наше общее дело, и поэтому нам удалось перевыполнить ранее запланированные показатели. Спасибо нашим муниципальным предприятиям, которые в тяжелейших условиях нехватки финансовых средств справились с задачами. Наш город был постоянно с водой, теплом, электроэнергией и газом.

Владимир Васильевич, понятно, что мы все хорошо потрудились и, оказывается, перевыполнили показатели. И тем не менее, городу денег не хватает. Не хватает денег - появляются проблемы. Одна из проблем, которая сегодня активно обсуждается, - это проблема дорожного покрытия. Понятно, что проблема накапливалась не один год, дороги разрушались в течение 6-7 последних лет. Как выйти из этой ситуации? Но прежде всего я хотел бы назвать несколько цифр. Газета "Йошкар-Ола" опубликовала отчет о том, что же реально происходит в городе. Город за 1 квартал заработал 993 млн. рублей, почти миллиард. То есть получается за четыре квартала - это уже около 4 млрд. рублей. А годовая расходная часть города, которую определили нашему городу, - 974 млн. рублей, то есть в год мы живем на средства меньше, чем зарабатываем в квартал. И если расписать эти 974 млн. рублей, то получается, что 53% уходит на оплату труда работников бюджетной сферы (учителя, медработники и так далее), 19,1% - расходы учреждений бюджетной сферы и теплознергии, потребляемой муниципальным жилищным фондом, то есть это субсидии теплоэнергокомплекса, 16,2% уходит на целевые средства, связанные с исполнением федеральных законов на книгоиздательскую продукцию, пособия на погребение, на содержание детей-сирот, на бесплатное молоко детям до 3-х лет, субсидии малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. И оказывается, что у города всего-то остается 118,7 млн. рублей, или 12,2%. И эти деньги в соответствии с бюджетом в течение года должны пойти на ремонт объектов социально-культурной сферы: 140 объектов - школы, клубы, поликлиники, муниципальный жилищный фонд, который возрос в 4 раза за последние 3 года по причине банкротств предприятий. И в результате город вынужден принимать все это на себя. И дороги общей протяженностью 234,7 км без учета тротуаров. А капитальный ремонт, как пишет газета "Йошкар-Ола", проезжей части длиной 1 км и шириной 6 метров - к примеру, улица Петрова - обходится в 2 млн. 400 тыс. рублей. Как же город вообще справляется с такими финансовыми обязательствами, ведь мы зарабатываем в 4 раза больше?

Это очень серьезный вопрос, и все йошкаролинцы об этом знают. Дело в том, что городские дороги эксплуатируются всей республикой, и довольно-таки интенсивно. По уровню интенсивности эксплуатации городские дороги испытывают самую большую нагрузку в республике. По этим дорогам ездят все, в том числе и республиканский, и межобластной транспорт. Но должно отвечать лишь муниципальное образование, которое по формированию бюджета на ремонт дорог имеет всего лишь 20 млн. рублей (10 млн. рублей на зарплату дорожникам и 10 млн. на ГСМ), то есть, на ремонт денег практически нет. Что же происходит? Вот на этот вопрос должен ответить президент Марий Эл. Что же он в первую очередь сделал, когда был избран на этот пост? Перераспределил налоги в сторону увеличения взносов в республиканский бюджет. То есть, если раньше мы получали 98% подоходного налога и 5% прибыли, то президент без всякого экономического обоснования, решив, что город богато живет, внес предложение забрать у города 50% подоходного налога и оставить нам 2% налога на прибыль. А это основные налоги, из которых формируется бюджет города. Фактически город Йошкар-Ола остался на уровне выживания. Это город, от состояния которого зависит благополучие всей республики. Не понятно, почему Игорь Леонидович Маркелов не объяснил йошкаролинцам, почему он такое решение принял, и что это решение дает горожанам. Улучшение жизни, строительство нового жилья и дорог, ликвидация ветхого жилья или решение многих других вопросов? Вот надо бы президенту отчитаться перед йошкаролинцами, поскольку за него в свое время на выборах проголосовало почти 47%. Йошкар-Ола проголосовала за него, и он вот так отблагодарил жителей города.

Я считаю, что если бы этому было дано экономическое обоснование, то это другое дело. А сегодня ситуация именно вот так складывается. Конечно, городу нельзя все оставлять, это понятно. Но так же нельзя и со столицей поступать. Город выживает еще потому, что у нас в администрации сильная команда - опытные работники, практики. Из ничего собираем деньги. Мы более эффективно стали использовать муниципальную собственность, аренду земли, детально и тщательно продумываем расходную часть. Только благодаря такой команде мы можем еще как-то сводить концы с концами. Далее. Узурпация правительством республики формирования бюджета города Йошкар-Олы. Как хотят, так и составляют. Как напишут по остаточному принципу, так и идет. Это нарушение законов. По этому году занизили расходы муниципального образования на 900 млн. рублей. Опять же, ничего экономически не обосновано. Вот как при такой ситуации можно решать важнейшие задачи?

Но я хочу сказать йошкаролинцам, что мы все равно ищем выходы. К сожалению, на муниципальные дороги из транспортного налога не поступает ни копейки. Депутаты Госдумы посчитали, что деньги, которые вносят, например, йошкаролинцы, надо направить на ремонт дорог федерального пользования, а не на ремонт городских дорог. Многие задают этот вопрос - куда же деваются наши деньги? Люди правильно задают вопрос. А они идут на федеральные дороги - на какие-то расширения, развилки, тоннели тех дорог, по которым проезжает в день несколько машин. А в город, где такое интенсивное движение, не попадает ни одной копейки. При таком подходе сложно решать проблемы города, но, тем не менее, мы все равно изыскиваем возможность, чтобы привести в порядок дороги. Конечно, для этого Конечно, для этого надо время. Хотелось бы дороги заасфальтировать сплошным слоем. К сожалению, для этого нужны очень большие средства. Для того, чтобы привести дороги в порядок, нам необходимо 300 млн. рублей. Дороги мы все равно приведем в порядок, деньги будем изыскивать, как бы трудно нам ни было.

Вот хоть убейте меня, но я не понимаю, как такой город может жить на 118 млн. рублей в год. Для меня это остается загадкой, и хотелось бы услышать ответ от тех, кто составляет этот бюджет, кто определяет такие цифры. Еще один вопрос. Вновь заговорили о тарифах. Вы не могли бы более подробно рассказать, как они складываются?

Лидеры профсоюзов, которые привели народ к мэрии, к сожалению, абсолютно не разбираются в данном вопросе. За 3,5 года администрация ни разу не повысила тариф. Вот что такое тариф? Тариф - это цена себестоимости оказанной услуги. К примеру, вода и канализация. На одного человека в месяц (это обоснованная норма) - 65 руб. 20 коп. Горячее водоснабжение - 113 руб. 45 коп. То есть это полная цена, а мы платили 32 руб. 60 коп., то есть 50%. Далее, за горячее водоснабжение мы будем платить 40 руб., это 60%. Здесь встает вопрос о возмещении платы тарифа, но не на 100%, конечно.

Вот есть постановление правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2003 года, которое подписал президент республики. Установили нам уровень оплаты для населения предоставленных жилищно-коммунальных услуг в размере 80%. Это в 2003 году. Когда я узнал об этом, то сразу доложил президенту, что мы не можем сделать такое повышение. Население не в силах возмещать 80% от этих тарифов. А по правительственной концепции, в этом году мы уже должны заплатить где-то около 100%. Население Йошкар-Олы не может платить такие деньги, потому что средний заработок составляет 2,5 тыс. рублей. В беседе с президентом я еще раньше об этом сказал, и мы не повышали ничего в прошлом году. Мы все взяли на себя и стали изыскивать деньги, чтобы население не попало в эту ситуацию. Но потом, когда пошло повышение цен на газ, на электроэнергию, на тепло, мы были вынуждены пойти по другому пути. Наших средств и прибыли не хватает, чтобы заплатить за текущие платежи. Повысили не на 80%, а на 50%.

Я не выполнил постановление правительства РФ, постановление правительства республики, то есть не установил эти 80%. Мы в среднем установили 58%, а тариф - это совсем другое. Допустим, тариф был бы 113 рублей, а мы бы его сделали 115 рублей. Вот этим непониманием и заморочили всем голову. То есть это ложь, которую вносят людям в голову. Любое повышение - это плохо, и администрация никогда не выступала за это и всегда вставала на защиту населения.. Если бы не были такими межбюджетные отношения, мы бы вообще снижали платежи для населения. И если бы у нас столько средств не изымали, то мы бы смогли решить многие вопросы. У нас же забирают, и куда эти деньги уходят? Почему правительство республики не возвращает нам хотя бы 50% наших средств? Пусть правительство отчитается, куда уходят деньги из налогов наших йошкаролинцев. Пусть до копейки отчитаются.

Принял ли город на свой баланс "Горсвет" и как это скажется на освещении города?

С правительством мы нашли хорошее решение, и нам передали организацию "Горсвет". Сформированы кадры, оформлены документы, и они уже начали заниматься освещением города. Теперь, я думаю, вопрос освещения города будет решаться лучше. Один хозяин, не на кого теперь будет пенять.

Как прошел общегородской субботник?

Я хотел бы поблагодарить всех горожан, которые вышли на субботник, а это за два дня - свыше 30 тысяч человек, задействовано около 300 единиц техники. Проведена очень большая работа, и я хочу поблагодарить всех жителей за добровольный труд по наведению чистоты в Йошкар-Оле.

Владимир Васильевич, Вы, как мэр, стали одним из кандидатов, которые входят во Всемирный совет муниципальных образований, а точнее, в его Евразиатскую организацию. Какую перспективу это открывает перед нашим городом?

Муниципальное образование - это основная ветвь власти во всем мире, которая берет на себя исполнительные функции. Действительно, существует такая Всемирная организация, базируется она в Париже. В России создана Евразиатская организация. В Казани недавно проходил учредительный съезд, и там были избраны кандидаты во Всемирный совет, в том числе избрали и меня, как мэра нашего города. Задачи организации; совершенствование управления муниципальным образованием, создание надлежащих законов, которые позволяли бы муниципалам выполнять свои функции и исполнять наказы избирателей. Эта организация подключается к ООН. То, что меня избрали, это, конечно, ответственно и почетно.

Вдруг отчего-то в нашем городе начали муссировать вопрос о том, что главы местных муниципалитетов будут назначаться. Для меня это кажется странным, потому что этот вопрос не был обсужден с депутатами, и для них это тоже неожиданность. Как вы это прокомментируете?

У нас самые важные выборы - это не выборы глав администраций, а выборы президента. Вот к этому надо готовиться серьезно. А глав администраций? Я думаю, это не проблема правительства, это не его функция - заниматься реорганизацией местных самоуправлений. У нас есть закон. Там много позиций, и он включает много положений. Поэтому правительство пусть занимается своими делами. У него и без этого достаточно проблем, пусть дорогами занимается, поднятием экономики районов. А мы уж тут в муниципальном образовании как-нибудь сами разберемся и доложим, как мы этот вопрос решили. Народ все решает. Все будет зависеть от решения йошкаролинцев. Вот какое решение они примут, так и будет. Во всем мире муниципалитетам уделяется особое внимание, именно за ними большое будущее и народу в судьбе муниципалитетов принадлежит первое и решающее слово. Муниципалитеты - это движущая сила.

Вопрос от телезрителей. Когда будет решен вопрос с транспортом до поликлиники № 2?

Со своей стороны мы сделали все возможное и место для остановки транспорта уже подготовлено. Вопрос теперь стоит за автобусами, а это республиканская организация, которая подчиняется правительству. "Газели" мы пустили, теперь надо правительству выделить автобусы. Установить светофоры - это тоже пока республиканская система. Хотя думаю, что и этот вопрос будет решен.

В преддверии праздников я хотел бы всех поздравить с Днем весны и труда, с 59-й годовщиной Победы. Хотел бы, чтобы в наше республике и в городе был мир, чтобы все вопросы решались не методом обливания грязью, чтобы все ветви власти объединились и находили пути экономического решения всех вопросов. Я думаю, что это будет самый лучший подарок для всех. Желаю всем счастья, терпения. Будет у нас все хорошо. Спасибо всем за помощь, за понимание и поддержку, за добрые слова. Люди у нас прекрасные, и мы должны им ответить взаимной хорошей работой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.