Справка: Гурген Арсенян родился в 1959 году в г. Ереване. 1976-1980 г.г. получил высшее образование в Ереванском институте Народного хозяйства. Прошел срочную службу в г. Уссурийске Дальневосточного военного округа. С 1986 г. занимается предпринимательской деятельностью. 1990-1991 гг. - член организации "Армия Независимости". 1991-1992 г.г. Член Политсовета Республиканской партии Армении. 1997 г. создал совместное предприятие "АРСОЙЛ". В том же году вместе с партнерами по бизнесу приобрел контрольный пакет акций "Агробанка". Избран председателем Совета директоров банка, а в 1999 г. избран заместителем председателя Межгосударственной Ассоциации Агропромышленных банков (головной офис в Москве). В октябре 2000 г. избран депутатом Национального Собрания Армении. 21 сентября 2002 г. по инициативе Г. Арсеняна была основана право-либеральная Объединенная трудовая партия (ОТП). Арсенян был избран ее председателем в ходе учредительного съезда. На выборах в НС 25 мая 2003 года ОТП набрала 5,7% голосов избирателей, образовав фракцию в парламенте третьего созыва. Фракцию возглавил Г. Арсенян. Является членом постоянной комиссии по внешним отношениям НС Армении. Включен в состав временной комиссии по вопросам интеграции в европейские структуры. Член МПА стран СНГ. Женат, имеет двух сыновей.

Г-н Арсенян, недавно Вы заявили, что в Армении осуществляется некий политический бизнес-план, за которым стоят определенные российские коммерческие структуры. Как понимать это заявление и чего, по-вашему, эти силы добиваются?

Наше заявление основано на той системной информации, которой мы обладаем и которую анализируем. Начнем с того, что происходящие на политической арене Армении события и наблюдаемые нами явления не вмещаются в русло логического развития политических процессов. Очевидно, они являются зеркальным отображением того, что, на самом деле, должно было происходить год назад. Итоги президентских выборов годичной давности логично было бы оспаривать посредством митингов и шествий год назад. Таким образом, мы наблюдаем сдвиг временного фактора при неизменности пространственного. Анализируя внутриполитические процессы в контексте геополитических реалий, мы приходим к выводу - столь запоздалое начало бурных протестных действий обусловлено процессами, связанными с внешней политикой нашей страны. Приблизилось время разрешения проблем, ставших предметом спора с соседними государствами - здесь могут быть определенные потери. И самое неприемлемое состоит в том, что слабое осознание обществом таких достижений, как освобождение Карабаха и самоутверждение армянского этноса, может стать причиной растрат. Неудивительно, что на следующий день после нашего заявления, глава Азербайджана Ильхам Алиев заявил в Турции, что Баку готов открыть железнодорожное сообщение с Арменией, в случае возврата пяти районов, контролируемых армией обороны НКР. В свете этого, мы понимаем, что не представленные на политическом поле и находящиеся вне Армении, однако имеющие здесь определенные интересы, силы желают от имени народа реализовывать конкретные процессы, хотя право на это является монополией армянского государства и армянского народа. Обладая определенными финансовыми возможностями, они, путем дестабилизации и разжигания политических и общественных волнений, добиваются превращения Армении в "карманное государство". Я твердо заявляю, что мы, как действующая в Армении политическая сила, декларировавшая ответственность за судьбу страны, не допустим подобных посягательств и строго накажем посягнувших, используя весь спектр наших возможностей. Это касается, в том числе, некоторых наших недальновидных и нездравомыслящих соотечественников за пределами Армении. Армянский народ освободился от столетнего комплекса неполноценности, впервые одержав победу, которой может гордиться. Мы доказали себе и другим, что имеем право жить в независимой и свободной стране. Итак, основа нашего заявления весьма серьезна - мы не позволим, превратить Армению в разменную монету в чужой игре и крайне сожалеем, что участниками этих процессов стали определенные политические силы Армении, решающие сегодня свои тактические задачи.

Осознано или нет?

Видимо нет. Я не думаю, что наши политические силы, осознано, стали инструментом, действующим против национальных интересов своей страны. Решая тактические задачи, они не сознают, что их используют "втемную", не понимают конечной цели и миссии данного процесса. Между тем ослабление армянского государства может быть выгодно и отдельным сторонам нынешней геополитической игры. Армения должна выступать субъектом этих процессов, а в результате подобных действий может превратиться в объект. Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить этого.

И все-таки, не хотите ли Вы немного раскрыть скобки. Какие конкретно силы России финансируют армянскую оппозицию?

Я уже сказал, что это определенные коммерческие структуры, ничего общего не имеющие с российским государством. Скажу конкретнее - московские структуры.

Выходит, ссылки на Сороса и другие влиятельные западные структуры - ошибочны?

Забудьте об этом. Ни одно государство и ни одна серьезная организация за всем этим не стоят. Приведу простой пример. Будучи членом армянской делегации в ПАСЕ, я стал свидетелем того, как член делегации (Шаварш Кочарян - ред.) внес в повестку вопрос проведения референдума о доверии власти в Армении. Если бы европейское сообщество старалось внести в этот процесс необратимость, то ПАСЕ приняла бы соответствующее решение. Но Ассамблея не сделала этого, она отвергла предложение армянского парламентария. Это было сигнальной лампочкой - "мы не в теме". Нас восприняли как государство, которому такой референдум не нужен.

Ваша партия однозначно высказалась в поддержку действующего президента, может быть даже однозначнее, чем партии, представленные в коалиции власти (Республиканская партия, партия "Оринац Еркир" и АРФД - ред.). Насколько, на Ваш взгляд, крепка сегодня коалиция? Не думаете ли Вы, что в ней наблюдаются разногласия, и прояви она более четкую позицию, событий 13 апреля (разгон митинга оппозиции в Ереване - ред.) удалось бы избежать?

ОТП поддержала Роберта Кочаряна на президентских выборах прошлого года. Нам близка его программа, хотя, конечно, в ней есть положения, с которыми мы не согласны. Поддержка президента расценивается нами, как поддержка национальных интересов Армении. При этом, я не могу и не имею права комментировать позиции других политических структур, поскольку не являюсь их членом и не принимал участие в принятии их решений. Коалиция власти сформирована тремя политическими единицами различных идеологий, в силу чего изначально лишена четкой идеологической оси. И очень трудно оценивать шаги подобного союза, не ведая, какой именно подход доминировал в процессе принятия того или иного решения. Другое дело, что мы можем давать политическую оценку тем или иным конкретным шагам этих сил. Когда коалиция приняла решение сорвать очередное заседание парламента, фракция ОТП зарегистрировалась в полном составе. Это был политический шаг и определенная оценка действиям коалиции. Провозглашенная коалицией цель этой акции не была достигнута, наоборот, мы получили обратный эффект. Решили прервать работу парламента, чтобы снизить политическую напряженность, а получили то, что получили - разгон митинга и накал страстей. Значит, коалиция где-то просчиталась.

Каковы ваши прогнозы, чем все это закончится? Оппозиция продолжает митинговать, коалиция призывает к диалогу, а президент дает жесткие оценки...

Президент дает жесткие оценки по процессам, подпадающим в сферу его компетенции и ответственности. Он говорит: если вы будете мне мешать исполнять мои функции, то, извините, я в рамках своих полномочий, буду мешать вам - мешать мне. Легальной ареной политических процессов в Армении является парламент. Именно здесь должны проистекать политические диалоги и политические баталии. Когда эту арену перемещают на улицу, то она перестает быть легальной. С другой стороны, легальным периодом проявления уличной политической активности является предвыборный период, после которого, уже по результатам выборов, ты или попадаешь в парламент или остаешься за барьером. Странное дело, сегодня оставшиеся вне парламента политические силы никаких действий не предпринимают, зато прошедшие в парламент силы перенесли свою деятельность из официального поля парламента на улицы города. Такая деятельность "несовместима со здоровьем". На улицах применяются конкретные методы защиты общественного порядка, к примеру, полицией, которая, как известно, благотворительностью не занимается. Это не институт благородных девиц. Это орган, в функциональные обязанности которого входит обеспечение общественного порядка, в процессе чего и могут возникать ситуации наподобие ночных событий 13 апреля. Наилучшими проявлениями политической мудрости станут действия по недопущению конфронтации. В противном случае оппозицию ждет поражение, а "победа" власти будет мнимой, "пирровой". Армянского государство прошло первый этап становления и выработало большой внутренний потенциал и стойкий иммунитет. Мы не Грузия, где система власти развалилась при первом же ударе. И второе, в Грузии была иная ситуация - там революция произошла именно в период выборных процессов.

Продолжая действовать подобным образом, оппоненты власти рискуют дискредитировать само понятие "оппозиция". Они окажутся в таком поле, где неминуемо нарушат закон, вследствие чего станут "клиентом" правоохранительных структур. Важнейшей обязанностью оппозиции, которую она, кстати, в настоящее время не выполняет, является критика в адрес властей с парламентской трибуны. Они оставили эту нишу. На вопрос, не мешает ли работе парламента бойкот оппозиции, я отвечаю - наоборот, помогает - любая законодательная инициатива властей проходит беспрепятственно. То есть, оппозиция и здесь оказывает медвежью услугу своим избирателям. И самое главное, такими действиями они ставят под сомнение само понятие об оппозиции, как естественном продолжении властей. Если компрометация понятия "оппозиция" продолжится, то мы рискуем и вовсе потерять оппозицию.

То есть вероятность смены власти вами напрочь отвергается?

Нет, смена власти произойдет в 2008 году по итогам очередных президентских выборов. А сегодня, время трудных решений. Необходимо целенаправленно и результативно использовать остающееся до очередных выборов время. Наряду с внутриполитическими потрясениями, страна действительно стоит перед геополитическими вызовами. Сегодня неприемлема политика "быть по нраву" властям, иными словами, угодничество. Мы отвергаем также соблазн "быть по нраву" народу - то бишь, популизм. Действия оппозиции создают иллюзию участия народа и иллюзию возможности мгновенного решения всех проблем. Общество должно активно готовиться к очередным выборам, к защите законности, с осознанием того, что каждые следующие 4-5 лет после выборов не будет возможности менять конфигурацию власти. Народ должен политизироваться от выборов к выборам. В промежуточный же период необходима гражданская активность, но никак не политическая.

Намерены ли Вы претендовать на пост главы Армении?

У нас четыре года впереди. Выдвижение кандидатуры от нашей партии будет обусловлено теми позициями, которые мы займем по итогам парламентских выборов 2007 года. В случае успеха и одобрения нашей программы населением страны, возможно, мы совместно с другими партиями выдвинем единого кандидата. И неважно кто это будет, ОТП возьмет на себя ответственность за все его действия.

Забегая на три года вперед... Какой результат на парламентских выборах позволит Вам вступить в президентскую гонку?

Политическое большинство в парламенте. Мы не собираемся покидать политическую арену и земную жизнь, и в свете оптимизма, отрицая экзистенционализм - мы движемся к будущему, не нарушая естественной логики политического и общественного развития.