23 апреля Конституционный суд признал неконституционной отмену оперативного контроля Счетной палаты за исполнением федеральноо бюджета 2004 г. В связи с этим председатель комиссии Совета Федерации по взаимодействию с Счетной палатой Сергей Агапцов сообщил журналистам: "Это решение подчеркивает роль и значение парламентского контроля, который является не только основной задачей управления, но и обязательным условием формирования эффективного государства". Теперь в соответствии с решением Конституционного суда Счетная палата будет ежеквартально предоставлять Совету Федерации результаты оперативного контроля за выполнением бюджета.

Ч. 1. ст. 136 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" было приостановлено действие ст. 14 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ", согласно которой Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными Федеральным законом о бюджете на текущий год показателями за истекший период.

В своем запросе в Конституционный суд група членов Совета Федерации утверждала, что ч. 1 ст. 136 Федерального закона "О федеральном бюджте на 2003 г.", приостанавливая действие упомянутой статьи, препятствует реализации Федеральным Собранием конституционного права осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета и тем самым ограничивает право граждан на участие в управлении делами государства.

Таким образом, предметом рассмотрения КС по данному делу явилось содержащееся в ч. 1 ст. 136 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и воспроизведенное в ч. 2 с. 150 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." нормативное положение, в соответствии с которым приостановлено действие чч. 2, 3, и 4 ст. 14 ФЗ "О Счетной палате РФ".

По сообщению судей-докладчиков КС Марата Баглая и Владимира Ярославцева, парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа РФ и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом гсоударстве, основанном на принципе разделения властей. В то же время, этим не затрагивается правомочие федеральнго законодателя вносить изменения в установленные им ранее организацию, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты.

Таким обрзом суд постановил "признать содеражиеея в ч. 1 с. 136 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и воспроизведенное в ч. 2 с. 150 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." нормативное положение, приостанавливающее действие на 2003 и 2004 г. чч. 2, 3, и 4 ст. 14 ФЗ "О Счетной платае РФ", предусматривающих полномочия Счетной палаты по осуществлению оперативного контроля за исполнением фередального бюджета и порядок осуществления этого полномочия, не соответствующим Конституции РФ - ее статьям 71 (п. з), 94, 101 ч. 5 и 106 (п. а), поскольку в силу вытекающих из них требований Федеральный закон о федеральном бюджете не может содержать положений, изменяющих полномочия и порядок деятельность Счетной палаты, установленный другими федеральными законами".