Госдума продолжит работу над законопроектом "Об уполномоченном по правам народов Российской Федерации"

Москва, 23 апреля 2004, 11:15 — REGNUM  Комитет по делам национальностей Государственной Думы РФ на своем заседании 22 апреля рассмотрел проект федерального закона "Об уполномоченном по правам народов Российской Федерации", разработанный депутатами 3-го созыва и внесенный в план календаря законотворческой деятельности Госдумы на весеннюю сессию. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты парламента.

Проект закона предусматривает законодательное учреждение в системе органов государственной власти института уполномоченного по правам народов, который создаст дополнительное правовое поле для защиты прав народов России на национально-культурное развитие, на сохранение целостности Российской Федерации и этнического разнообразия. Членами комитета подтверждена актуальность законопроекта, особенно в условиях проводимой административной реформы в органах исполнительной власти, определяя место и роль представительства народов в государственных органах. По мнению председателя комитета Евгения Трофимова, необходимо в работе над законопроектом ориентироваться на нормы действующих законов РФ "О национально-культурной автономии", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также на опыт деятельности 15 Федеральных национально-культурных автономий, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Комитет решил продолжить работу над проектом закона.

Отметим, что согласно законопроекту "Об уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации", внесенному в ГД в 1999 году и не прошедшему первое чтение, деятельность уполномоченного по правам народов осуществляется в тесном взаимодействии с уполномоченным по правам человека РФ. Представительные (законодательные) органы субъектов России могут учреждать должность Уполномоченного по правам народов в соответствии с законами этих субъектов. Одной из функций федерального уполномоченного, в частности, становится "сотрудничество с правительственными и неправительственными учреждениями и организациями государств - бывших республик СССР по вопросам защиты прав соотечественников". По окончании календарного года уполномоченный по правам народов представляет Федеральному Собранию доклад о положении с защитой прав народов в Российской Федерации.

Основным нареканием Правительства РФ в адрес законопроекта было то, что согласно этому документу уполномоченный по правам народов избирается ГД РФ из числа депутатов, "имеющих теоретические познания и практический опыт в области регулирования межнациональных отношений и обладающих безупречной репутацией". В официальном отзыве правительства говорится, что "сохранение за уполномоченным по правам народов статуса депутата Государственной Думы противоречит части 3 статьи 97 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой депутат Государственной Думы не вправе находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". В законопроекте также прописано, что решение о порядке голосования принимается нижней палатой большинством голосов от общего числа депутатов. Решение считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если в течение месяца оно не было рассмотрено Советом Федерации. Уполномоченный по правам народов избирается на срок действия Государственной Думы очередного созыва с сохранением статуса депутата. В законопроекте запрещается избрание одного и того же депутата Уполномоченным более чем на два срока подряд.

На заседании комитета 22 апреля также был рассмотрен законопроект "Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации". На данный законопроект поступило около 100 замечаний и предложений от субъектов законодательной инициативы. На заседании был утвержден обновленный состав рабочей группы по работе над проектом закона. Члены комитета решили в этом году провести региональный семинар-совещание с представителями законодательных (представительных) органов государственной власти и руководителями подразделений исполнительных органов госвласти субъектов РФ по обсуждению проекта закона "Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации" в Краснодарском крае.

В ходе заседания депутатами рассмотрены также два законопроекта "О реабилитации российских немцев" (об особенностях применения Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" по отношению к российских немцам)" и "О татарском народе". Законопроект "О реабилитации российских немцев" находился без рассмотрения в Комитете со 2-го созыва, в связи с чем морально устарел. Принятый в 2003 г. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет создавать в местах компактного проживания лиц, относящихся к различным российским этносам, органы местного самоуправления с учетом национальных особенностей. В соответствии с Коммюнике двенадцатого заседания Межправительственной Российской - Германской комиссии по проблемам российских немцев, состоявшейся в г. Берлине 5-6 апреля 2004 года, и решением Комитета по делам национальностей создана рабочая группа по продолжению законотворческой работы по реабилитации российских немцев. Проект закона "О татарском народе" инициирован депутатом Госдумы 3-го созыва Фандасом Сафиуллиным (экс-член депутатской группы "Регионы России"). На заседании Комитета отмечалось, что данный законопроект не соответствует Конституции РФ. Комитет решил рекомендовать Государственной Думе отклонить указанные проекты.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.