"Внедрение в практику работы с молодежью на селе международной программы AWARD представляется особенно необходимым": Интервью директора средней школы деревни Коростынь Новгородской области Анатолия Осипова ИА REGNUM

Великий Новгород, 23 апреля 2004, 00:47 — REGNUM  

18 апреля в Новгородской области стартовал I этап общественной молодежной кампании "Молодежь: время действовать!". Кампания проводится Новгородским областным общественным учреждением "Здоровый образ жизни" при поддержке государственного учреждения "Дом молодежи" и комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Новгородской области. Первое из серии мероприятий кампании - "Молодежный week-end" - состоялось в этот день в помещении "Дома Молодежи". На вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил участник мероприятия, директор средней школы деревни Коростынь Шимского района области, лидер-наставник международной программы AWARD Анатолий Осипов.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем первом знакомстве с программой саморазвития молодежи AWARD.

Первую информацию о программе я получил на международном семинаре в Великом Новгороде. Отмечу, что эта информация была достаточно полная, так как семинар был качественно организован и проведен. Работа на нем помогла понять основные ценностные установки и наметить в последствии дальнейшую работу по развитию программы.

Насколько, по Вашему мнению как педагога, внедрение этой программы актуальна и необходима?

Проанализировав свою деятельность в школе, с учетом полученных мною знаний об AWARD, я понял, что программа эта необходима в особенности в условиях села, и тому много подтверждений. В то же время направления работы AWARD: личное мастерство, путешествия и приключения, служение обществу и физическое развитие - представлены в структуре воспитательной работы нашей школы. Так, личное мастерство мы стараемся развивать в системе дополнительного образования, кружковой работы, служение обществу - это в первую очередь наши экологические акции, путешествия и приключения - вообще можно назвать основным направлением работы школы. Однако стройной системы объединения этих направлений до этого не было. Теперь такой системой мог бы стать для нас AWARD.

Какая работа была вами организована по приезде домой в Коростынь с семинара, на котором Вы не только узнали о программе, но и получили диплом лидера-наставника?

После семинара была некоторая растерянность: с чего начать? Приехав, я сразу рассказал педагогам школы о существовании программы и о своих положительных впечатлениях о ней. Никакого принуждения с моей стороны к педагогам не было, ведь добровольность участия как взрослых, так и детей - основной принцип AWARDa. При первом приближении работой по программе заинтересовались примерно четверть наших педагогов. Интересно, что когда пошла молва по школе, она опередила меня. И я начал работу с детьми, уже когда они что то слышали об интересной программе от сверстников и педагогов. Сегодняшнее мероприятие станет для нескольких ребят из нашей школы погружением в AWARD. Дети приезжали на него добровольно, я никого не убеждал и теперь буду ждать впечатлений уже от них.

Какие трудности Вы встречаете при внедрении AWARD?

Некоторые затруднения в работе по программе именно в нашей школе связаны с тем, что она является восьмилеткой, то есть после 14 лет основная масса ребят продолжает учебу в районном центре Шимск. Программа же подразумевает вовлечение в нее молодежи до 25 лет, то есть предполагает структурированную внешкольную работу с молодежью, проживающей в нашей деревне. Поэтому начало работы по программе мы постоянно координируем с районным комитетом по делам молодежи, который также прилагает значительные усилия по развитию AWARDa в Шимском районе в целом.

Есть также проблема привлечения к программе саморазвития и так называемой инертной массы молодежи, и именно для этого программа наиболее приспособлена. Кроме того, после сегодняшнего мероприятия информация к ним пойдет не сверху, а от детей - неформальных лидеров. Молодежь сельская в целом в настоящее время демонстрирует недостаточную активность, и зацепиться в развитии программы нужно именно за активных лидеров, тех, кто хочет чего-то достичь. Именно такие дети легко идут на сотрудничество.

Действенность такого эффекта демонстрирует и опыт нашей работы, ведь в школьных экологических и спортивных акциях участвует вся школа, причем, охотно. Нужно выйти на личные интересы, кто-то скворечники делает, кто-то народными традициями занимается или спортом: например, готовится к открытому кубку Коростыни по волейболу, интересуется экологическими акциями. В таких мероприятиях принимает участие и серая масса. Принципы AWARDa можно ввести как систему в эти мероприятия, стимулируя и внутреннее развитие молодого человека в целом.

Каковы Ваши ближайшие планы в рамках AWARDa?

Необходимо готовить для Коростыни лидеров-наставников. Участвовать в этом процессе, на мой взгляд, будут те педагоги, которые и раньше шли на новшества, не управляя желаниями детей, а помогая им осуществить их собственные желания. Наверное, программа будет эффективно учить выживать в современном мире в смысле принятия решений, быть готовым к "завтра". Ведь сейчас в жизни ставится на первое место преодоление жизненных трудностей, а многие представители сельской молодежи зачастую оказываются к этому неготовыми.

Будем работать с детьми и педагогами над дальнейшим изучением материалов семинара, опытом сегодняшнего мероприятия и карельского опыта внедрения AWARD, прививать его на нашу почву. Привлекать молодежные организации, например скаутский отряд нашей школы.

Также важно, чтоб каждый молодой житель Коростыни смог получить информацию о программе. Главное - это достаточное наличие в программе взрослых участников, лидеров-наставников, арбитров, людей, готовых к переменам, людей видящих смысл во внедрении программы. Это касается не только педагогов, но и родителей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.