22 апреля в Архангельске завершила работу международная конференция "Поставщики оборудования, работ и услуг для нефтегазовой промышленности".

Форум, начавшийся 19 апреля в Мурманске, привлек внимание 28 российских и норвежских предприятий, среди которых компании "Гидро", "Статойл", ассоциация поставщиков для нефтегазовой сферы "Интсок". Архангельскую область наряду с Севмашем, "Звездочкой", Морским торговым портом и другими компаниями на конференции активно представляло ОАО "Архангельскгеолдобыча" (АГД). Пресс-секретарь АГД Олег Григораш специально для ИА REGNUM подготовил интервью с одним из организаторов конференции, директором нефтегазовых проектов компании "Стурвик" Александром Дементьевым.

Сфера нашей деятельности не ограничивается нефтегазовым комплексом, - рассказал В.Дементьев, - в первую очередь, мы выступаем как консультанты в развитии рынка. Круг наших интересов - руководство проектами, услуги по бизнес-планированию, поиск партнеров в Норвегии, России, других странах. Что касается российского Северо-Запада, то здесь мы серьезно работаем над созданием регионального Центра развития сети поставщиков для нефтегазовой отрасли. Транспортные, строительные, медицинские, информационные услуги, работы по эксплуатации грузов - все это будет востребовано, причем в больших объемах. На шельфе Баренцева моря, в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции есть целый ряд проектов, которые обещают быть очень успешными.

Отвечают ли условия региона требованиям, необходимым для развития сырьевого рынка?

В регионе - при участии "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", других крупных структур - нефтегазовая отрасль интенсивно развивается. А учитывая гигантский сырьевой потенциал, будет развиваться еще интенсивнее. Есть все основания полагать, что на данном этапе опыт Норвегии будет востребован. При этом крайне остро стоит вопрос с поставщиками. Согласно законодательным требованиям, минимальная доля российского участия здесь должна составлять 70%. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы поставки шли не с Дальнего Востока, а из Архангельска, Северодвинска, Мурманска, Нарьян-Мара. Такой вариант подразумевает снижение затрат, мобильность, не говоря уже об интересах регионов. Но на сегодня у вас нет соответствующей международным стандартам системы квалификации и регистра поставщиков, да и вообще их круг чрезвычайно узок.

На конференции звучала информация о том, что начиная с 2003 года норвежским представителям в Архангельске и Мурманске удалось найти 22 такие структуры.

Из них только 8 готовы к работе. Для сравнения: в одном лишь норвежском Ставангере, население которого не превышает 400 тысяч жителей, поставками занимаются 500 квалифицированных компаний, где задействовано 38 тысяч человек. Это вдвое больше, чем количество всех норвежцев, занятых непосредственно в нефтегазовом секторе. В целом же по стране зарегистрировано 950 компаний-поставщиков, в которых работают 60 тысяч специалистов.

Какое количество поставщиков, на Ваш взгляд, должно появиться на Северо-Западе?

По нашим расчетам, для освоения одного только Штокмановского месторождения потребуется 70 компаний-поставщиков, в которых будут обеспечены работой как минимум 5 тысяч человек. Со смежниками это количество увеличится до 20 тысяч. Цена вопроса чрезвычайно велика еще и потому, что ежегодные эксплуатационные расходы составят не менее 150-160 миллионов долларов, большая часть из которых останется в регионе. Таким образом, чем значительнее будет доля местных поставщиков, тем выше поднимется уровень занятости и инвестиций.

Вас не смущает, что отношение к инвесторам в России, мягко говоря, неоднозначное?

Нефтегазовый бизнес априори транснационален. Характерный пример - Норвегия. Страна прочно входит в состав мировых лидеров по экспорту нефти и газа, имеет достаточно средств, оборудования и специалистов, но для разработки своих месторождений привлекает западные компании. В результате Норвегия пробурила на шельфе более полутора тысяч скважин, а Россия - около 60. Правда, стоит учитывать, что Норвегия приступила к работам на шельфе значительно раньше. Сейчас наступает эпоха России. Одной из ступенек на этом пути, надеюсь, станет наш Центр развития сети поставщиков.

Однако до сих пор нет ясности в вопросе о том, где центр откроется.

Выбор колеблется между Мурманском и Архангельском. Лично я симпатизирую Архангельску. Впрочем, не менее значимы и позиции Мурманска, обладающего определенным запасом прочности не только в сфере развития транспортировок, но и в области контактов с потенциальными инвесторами. Окончательно определиться мы планируем к концу нынешнего года, а до этого времени проведем еще серию консультаций и встреч. Пока же шансы этих городов я бы оценивал как равные.