Южный Кавказ - Евросоюз: сравнительный анализ торгово-экономических отношений

Баку, 21 апреля 2004, 17:20 — REGNUM  Товарооборот Армении со странами ЕС возрос с $360,4 млн. в 1999 году до $631 млн. в 2003 году. За прошлый год экспорт Армении в страны ЕС возрос с $106,5 млн. до $258,6 млн., а импорт - с $252,8 до $372,4 млн. Такие данные привел сегодня на пресс-конференции в Ереване директор Армяно-европейского консультативного центра по вопросам экономической политики и права (AEPLAC) Тигран Джрбашян.

По его словам, без учета бриллиантов 32,9% экспорта Армении было направлено в страны ЕС. Касаясь изменений в структуре армянского экспорта, Джрбашян отметил, что если в 1999 году 86,3% экспорта в ЕС составляли драгоценные металлы и камни, то в 2003 году этот показатель снизился до 52,9%.

Между тем, объемы экспорта недорогих металлов и изделий возросли в общей структуре с 6,2% до 21,6%, горнорудных продуктов - с 3,4% до 9,2%, инструментов и оборудования - с 0,2% до 5,3% и продукции текстильной промышленности - с 1,2% до 7,6%. За отчетный период увеличились и объемы льготного экспорта, составив в 2003 году $186,881 млн., против $4,985 млн. в 1999.

Директор AEPLAC коснулся и торговых отношений ЕС со соседними с Арменией странами (Азербайджан, Грузия, Иран и Турция). Согласно приведенным им данным, по итогам 2002 года Грузия экспортировала в ЕС товаров на сумму в 63 млн. евро, Азербайджан - 1,547 млрд. евро, Армения - 209 млн. евро, Турция - 22 млрд. евро и Иран - 6,7 млрд. евро. Импорт из ЕС в Грузию составил 207 млн. евро, Азербайджан - 416 млн., Армению - 270 млн., Турцию - 24,2 млрд. и Иран - 6,6 млрд. евро. В 2002 году экспорт в структуре ВВП Грузии составил 1,78%, Азербайджана - 23,97%, Армении - 8,3%, Турции - 12,03% и Ирана - 6,23% от ВВП.

Примечательно, что транспортные издержки во внешнеторговом обороте Армении составляют 8,2% от ВВП, уступая лишь одной стране Евроазиатского континента - Монголии, где этот показатель составляет 12,2%. Аналогичный показатель в Грузии составляет - 6,1%, Азербайджане - 5,7%. Транспортные коммуникации этих стран являются транзитными, то есть обеспечивают прибыль, в отличие от Армении, где порядка 95% транспортных издержек - это "утекающие" из страны финансы.

Для сравнения также отметим, что Ереван удален от морских портов порядка на 680 километров, а столица Монголии - Улан-Батор - на 2 тыс километров.

Основной задачей AEPLAC является предоставление армянским партнерам консультаций по правовым и экономическим вопросам политики в процессе реализации соглашения "О партнерстве и сотрудничестве" между Арменией и ЕС, а также стимулирование процесса выполнения обязательств, взятых республикой при вступлении в ВТО.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail