Эстония - Евросоюз - российский транзит: Интервью члена комиссии Рийгикогу по экономике Юрия Шеховцова ИА REGNUM

Таллин, 20 апреля 2004, 21:14 — REGNUM  

Родился 31.1.1952 в Таллине. Женат, сын и две дочери. Член Центристской партии с 2001 года. Образование: Рижский Институт инженеров гражданской авиации. Карьера: Таллинский аэропорт - 1975-1978; Объединение "Таллинтрансавто" -1978-1988; Руководитель коммерческого предприятия "Мадара" -1988-2003; с 2003 года - депутат Рийгикогу Х созыва. Член совета Эстонской Ассоциации международных автоперевозчиков

Какое влияние может оказать вступление Эстонии в Евросоюз на изменение транспортных транзитных потоков через ее территорию?

Так как Эстония становится частью единого таможенного пространства ЕС, и с 1 мая на ее территории будет действовать единый таможенный кодекс Евросоюза, то ситуация конечно, здорово, изменится. Уменьшатся или увеличатся потоки? На сегодняшний день я могу, опираясь на имеющуюся информацию сказать: транзитные потоки, скорее всего, уменьшатся. С 1 мая прекращают работу все таможенные склады Эстонии, которые ранее работали со странами Евросоюза как с зарубежными странами. То есть таможенные процедуры на этих складах будут касаться только третьих стран, не членов ЕС. А ведь основной поток грузов на Эстонию шел именно из стран ЕС: Испании, Италии, Франции, Дании, Германии - и потом на Россию. Наши таможенные склады могли осуществлять продажу, перепродажу, переоформление груза, изменение инвойса. На таможенных складах это можно было делать без оплаты налога с оборота и импортных налогов. С 1 мая эта ситуация в корне изменяется. Все товары, которые перемещаются из Западной Европы через Эстонию, будут находиться на территории Евросоюза. Они не будут идти под таможенным режимом. Положим, товар который идет из Италии в Россию через Эстонию, теперь все равно что товар, который движется внутри Италии - никакой разницы. Привезли без оформления таможенных процедур и положили на обычный склад. Накладная на перевозку есть - и все.

Вот если он идет дальше в Россию, то тогда оформляются экспортные декларации. Платить надо будет только налог с оборота, а не экспортные и импортные платежи. Раньше оптовики из Росии привозили товар в Эстонию, здесь его перепродавали, были консигнационые склады, где накапливался товар. Я, положим, имел право часть груза продать в Питер, часть в Москву, часть в Украину а сам находиться при этом хоть в Америке. Теперь в Эстонии как части Евросоюза такой возможности не будет. Таможенные склады, которых в Эстонии около 200 теперь, этот статус потеряют. Они станут обычныи складами или будут иметь права таможенных только в отношении третьих стран. Поэтому я прогнозирую резкое сокращение грузовых потоков через Эстонию.

Как на такой поворот событий реагирует эстонское правительство?

Они абсолютно не готовы к новой ситуации, они даже не знали, что сейчас ситуация так резко меняется. Сейчас нет ни одного регулирующего закона или постановления правительства, которые дали бы нам возможность переходного периода. Проморгали. Год-полтора назад на переговорах еще можно было просить у ЕС какого-то переходного периода, теперь, когда до расширения ЕС остались считанные дни, никто, конечно, эти вопросы решать не будет.

Кто проиграет в новой ситуации?

Эстония.

Эстония вообще или какие-то эстонские транспортные фирмы?

А что такое транспортные фирмы? Это часть нашей экономики. И проиграют не только они. Во-первых, проиграют чистые транспортники-перевозчики. Потому что сейчас 90 процентов грузов возят к нам эстонские машины. А теперь большая часть грузов достанется латышам или финнам. Конечно, эстонцы могут подрядиться, но, скорее всего, ничего такого не будет. Проиграют те, кто сейчас работает на складах. Им тоже нечего будет делать, часть людей потеряет там работу. Само эстонское государство потеряет огромные деньги, так как любое движение товара по территории дает деньги в виде налогов.

Вы боитесь конкуренции крупных западных фирм?

Нет, немного не так. Просто покупатели товаров отработали определенные схемы движения через Эстонию. Они работают с какими-то определенныеми экспедиторами и автопредприятиями. У них все четко налажено. Теперь эта система рушится, потому что в Эстонии больше переоформлять документы нельзя, перепродавать нельзя, делать так называемый "импорт-7" нельзя. Остается искать страны, где это можно сделать.

Сейчас 80 процентов оборота таможенного склада в Эстонии дает нынешняя схема транзита через Эстонию - с переоформлением документов. Эстонские перевозчики едут на эти склады, переоформляют документы и едут в Росиию. Теперь товары пойдут другими путями. В парламенте хотели найти альтeрнативу - создать 3 свободных таможенных зоны первой категории. В них все эти операции можно было бы оформлять. Тогда, по крайней мере, пропускали бы эти товары через зоны, чтобы они вообще не ушли из Эстонии. Но, к сожалению, никто у нас пока не получил статуса свободной зоны первой категории. Сейчас решают по порту Мууга. Получат, не получат... информация смутная. Могут и не получить к 1 мая.

От кого это зависит?

От решения нашего таможенного департамента. Дело в том что для таможенной зоны первой категории должна быть ограда, специальная пропускная система и т.д. Но в Мууга этого, к сожалению, нет. В Силламяэ тоже - причем там на территории предполагаемой таможенной зоны находятся ряд частных структур, которые тоже занимаются какими-то таможенными делами.

Правительство толком не знает, что делать. Сейчас подали в Рийгикогу проект об изменении закона о налоге с оборота, этим попытаются эту ситуацию как-то улучшить. Чтобы, товар который приходит из страны ЕС, и потом уходит из Эстонии на экспорт с нулевой ставкой налога проходил. Но все равно - это не выход, так как ряд процедур в Эстонии все равно нельзя будет делать.

Финны нашли хорошую лазейку - используют нейтральные воды как выход товара за пределы Евросоюза. В документах ЕС ведь зафиксировано, что товар должен выйти за пределы Евросоюзa. Они фиксируют факт, что судно вышло в нейтральные воды, т.е. покинуло зону ЕС. Финны также успешно развивают свободные таможенные зоны. Поэтому может случиться, что часть наших транзитных потоков уйдет в Финляндию. И финны делают все для того, чтобы потоки в Россию перешли от нас к ним.

Латыши со своей стороны, по имеющейся информации, тоже собираются хитро сделать. Поняв, что не обойти законодательство ЕС, они сделали т. н. "свободные экономические зоны", и там будут осуществлять процедуры, которые раньше проводились на таможенных складах. Мы предлагали придать нашим таможенным складам новый статус, позволяющий производить такие процедуры. Но правительство берет под козырек на все требования ЕС, а что будет с эстонской экономикой - не думает.

Со стороны России какая будет реакция после 1 мая?

А Россию это не касается. Россия получит свои товары при любом раскладе: через Эстонию, Финляндию или Латвию. Но у любого разумного человека возникнет вопрос, когда из Италии товары повезут в Россию кругом, через Финляндию. 3-5 месяцев ситуация будет очень нестабильной, пока все это дело утрясется.

Уменьшение товарооборота и транзита через Эстонию будет временным?

Это может превратиться в печальную тенденцию. Потоки сами по себе не уменьшатся, но просто найдут другие пути, и вернуть их будет очень сложно. Правительство оказалось совершенно к этому не готовым. Мы им о потоках, а они: ну и что? Транзит исчезнет! Ну и что? Денег не будет! Да, отвечают - 700-800 млн крон потеряем. Так это только до конца этого года! А дальше еще сколько? Они пожимают плечам: что мы можем сделать. Приказ сверху. То есть из ЕС.

А парламент подготовил соответствующую законодательную базу для переходного периода?

Законодательная база здесь как раз ни при чем. По сути мы в нашем законодательстве продублировали законодательство ЕС, приняли закон на основе Таможенного кодекса ЕС. Но это скелет, он касается только основных вещей. А все остальное ругулируется актами правительства. Инструкции по тем же таможенным складам не обсуждаются в парламенте. Здесь конкретные постановления правительства. Две недели назад мы в парламенте проводили совещание, куда пригласили все заинтересованные стороны, в том числе начальство таможенного департамента. Но они считают, что мы должны просто повторять директивы ЕС.

Дьявол таится в деталях?

Да, конечно. Многое зависит от таможни - будет ли она либерально относиться к каким-то вещам или нет. Положим, "импорт 7" запрещает, но разрешает делать по-другому, через свободную таможенную зону или через нейтральные воды. Или на таможенном складе в Таллине все документы оформляются, таможня дает конвой и товар уходит сразу за границу. Все зависит от позиции правительства, которое должно найти возможность поддержать эстонский транзит.

Существуют ли в транзитной торговле на Россию какие-то политические препятствия?

Бывают ограничения, вызванные политикой, но это не связано со вступлением в ЕС. Обычно они хотят защитить свой рынок, кто-то лоббирует свои интересы - но это экономические интересы. Например, в наши порты приходили куриные окорочка, а потом они шли в Россию железной дорогой или автотранспортом - и некоторые российские структуры лоббировали, чтобы они сразу шли в российские порты, без захода в Эстонию. А иногда препятствия получаются из-за глупых решений некоторых чиновников. Помню, приезжаю я во Псков, а мне дают разрешение на временный ввоз легкового автомобиля на один день (раньше давали на месяц или больше). Кому это надо? Ясно ведь, что я могу не успеть за день продлить разрешение в таможне, тем более, если она не работает в субботу и воскресенье.

Инфраструктура Эстонии вполне соответствует требованиям ЕС?

Возможно, эстонская инфраструктура подготовлена лучше, чем любая другая в Европе. Нас тренировали несколько лет выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Во всей Западной Европе ведь давно нет никаких ограничений на передвижение товара. А мы обновляли подвижной состав, оформляли массу документов. Сейчас в Эстонии практически самый современный подвижной состав в Европе. Приезжают с Запада и удивляются: как, у вас 60 машин и все новые?! У них в Европе из такого количества машин обычно 2-3 новые, а остальные после 8-10-летнего пробега. В этом смысле мы их конкуренции не боимся. И водители у нас, наверное, самые подготовленные. Знают языки, разбираются во всех документах, которые требуются. И культура вождения высокая: шоферы чуть ли не в галстуках и костюмах ездят, в машинах всегда чисто.А посмотрите на некоторых румынских, турецких или болгарских водителей - он в чем под машиной валяется, в том и за руль садится. Мы другого боимся - изменения торговых потоков из-за которого наши перевозчики могут лишится работы. Придется работать на внутренних перевозках в Западной Европе. А там конкуренция жесткая - перевозчики из всех новых членов ЕС тоже туда устремятся.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.