В связи с Международным днем памятников и исторических мест карабахская молодежная организация "Айки серунд" ("Поколение Айка") организовала выставку с названием "Боль потери, надежда и вера в возвращение домой", которая была посвящена историческим и культурным памятникам Северного Арцаха (Карабаха).

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM из Степанакерта, под Северным Арцахом (Карабахом), главным образом, подразумевается Шаумянский район, находящийся в настоящее время под контролем азербайджанских войск, а также Шамхорский, Ханларский, Дашкесанский, Кедабекский районы и Гадзак (г. Кировабад), где в целом проживала треть всего армянского населения Карабаха - более 83 тысяч человек.

Экспонированые на выставке более трех десятков фотографических работ известного этнографа Самвела Карапетяна представляют быт и духовную жизнь старинных сел Северного Арцаха, сохранившиеся здесь историко-культурные памятники.

Выступая на церемонии открытия выставки, начальник Управления охраны и изучения памятников при Министерстве образования, культуры и спорта Нагорного Карабаха Слава Саркисян отметил, что историко-культурные памятники Северного Карабаха находятся под угрозой полного уничтожения, и "необходимо привлечь внимание широкой общественности к проблеме с тем, чтобы пресечь варварское отношение к ним со стороны Азербайджана".

По словам Саркисяна, в целом, по оценкам специалистов, "по всей территории Карабаха азербайджанской стороной были уничтожены тысячи исторических памятников. За время нахождения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, а также за годы военной агрессии Азербайджана против НКР были разрушены, взорваны и полностью уничтожены 167 церквей, 8 монастырских комплексов, 123 исторических армянских кладбища. Разбиты и превращены в строительный материал 2500 высокохудожественных хачкаров (камень-крест) и более 10 000 надгробий. Большинство карабахских церквей и монастырских комплексов не только не вошли в утвержденный правительством Азербайджанской ССР список памятников, находящихся под охраной государства, но и специальной комиссией Академии наук АзССР были причислены к "опасным религиозным центрам прошлого".

Наглядным примером дискриминационной политики Азербайджана, по мнению этнографа Грачика Арутюняна, служит хотя бы тот факт, что, "начиная с середины 30-х годов, в Нагорном Карабахе не было ни одной действующей церкви, в то время как для удовлетворения религиозных нужд проживавших в Шуши азербайджанцев свободно действовали мечети".

По словам же члена правления организации "Поколение Айка" Ерванда Гаджияна, часть исторических памятников в Северном Арцахе была "албанизирована" азербайджанскими властями.

"Стремясь уничтожить свидетельства армянской культуры края, Баку причислил эти памятники к албанским, совершенно безосновательно отнес их к материальной культуре азербайджанского народа. Игнорирование памятников материальной культуры армян служило одной цели - ввести в заблуждение общественное мнение относительно того, будто до XVIII в. Нагорный Карабах армянами не был заселен", - отметил он.