19 апреля на оперативном совещании Правительства Самарской области руководитель департамента эксплуатации и развития автомобильных дорог общего пользования министерства промышленности и технологий Самарской области Алексей Ушамирский представил основные положения концепции формирования Программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Самарской области. Цель концепции - развитие и сохранение действующей дорожной сети, обеспечение безопасности движения, в конечном итоге - содействие экономическому росту региона и благосостояния его населения.

Общая протяженность дорог общего пользования в Самарской области составляет 7728 км, из которых дорог с твердым и "переходным" покрытием 6895 км. Надо признать, что действующая сеть автодорог и система управления дорожным хозяйством уже не удовлетворяют современным требованиям. Количество автомобилей постоянно растет. По прогнозам к 2015 году на тысячу жителей будет приходиться 350 автомобилей. Для сравнения в 1997 году их было только 110.

Между тем, сообщил Алексей Ушамирский, до сих пор 315 (или 23,6%) поселений Самарской области не имеют подъездов с твердым покрытием.

Плотность автодорог составляет 140,3 км на тысячу квадратных километров, что ниже, чем в Пензенской, Нижегородской и во многих других областях. По этому показателю губерния занимает лишь 34 место в России. 12% дорожного покрытия находится в критическом состоянии, почти половина требует безотлагательного ремонта.

Положение осложняется тем, что объем целевого бюджетного дорожного фонда (ЦБДФ) Самарской области ежегодно снижается. После введения льготного транспортного налога на производителей сельхозпродукции дорожное хозяйство области окажется в еще более трудном положении. Более того, сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, который еще более ухудшит наполняемость ЦБДФ. По мнению Алексея Константиновича, области необходимо выступить с законодательной инициативой и убедить федеральный центр повысить ставку акцизов на нефтепродукты - одного из основных источников наполнения фонда. А также пересмотреть пропорции распределения поступлений от них между федеральным бюджетом и ЦБДФ.

Что касается финансирования областной Программы, то объемы выделяемых средств должны обеспечить содержание и ремонт автодорог, а также развитие дорожной сети области с учетом ввода незавершенных объектов. Ежегодно на эти цели, по подсчетам специалистов, должно выделяться не менее 3,5 млрд руб.

Департамент эксплуатации и развития автомобильных дорог предлагает: во-первых, активизировать привлечение средств из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий. Для этого необходимо опережающими темпами вести разработку проектно-сметной документации и своевременно представлять ее в Федеральное дорожное агентство. Таким образом можно привлекать более 500 млн рублей федеральных средств ежегодно. Во-вторых, предлагается принять меры для привлечения дополнительных доходов в бюджет области от использования дорожного хозяйства. Например, на придорожных полосах существует достаточное количество объектов сервиса, для которых необходимо установить плату в бюджет за использование земель, находящихся в собственности области. Косвенным источником может быть получение дохода от выполнения ремонтных работ силами Государственного казенного предприятия "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования" с последующим направлением дохода на содержание автодорог. В-третьих, необходимо подготовить правовую базу для получения компенсации ущерба от повреждения областных дорог из-за провоза по ним тяжеловесных грузов. Контролирующие функции может осуществлять Агентство совместно с ГАИ. В-четвертых, приоритетом при выборе объектов незавершенного строительства для ввода должна стать их степень готовности.

По мнению руководителя департамента эксплуатации и развития автомобильных дорог, пришло время для привлечения внебюджетных источников финансирования дорожного хозяйства. Так, освобождение территории на проспекте Карла Маркса под строительство автомагистрали "Центральная" можно совместить с размещением паркингов. Это позволит не только снять социальную напряженность, вызванную сносом гаражей, но и за счет средств инвесторов выполнить вынос коммуникаций, благоустройство и часть конструкций объекта. Тем самым бюджетные расходы области будут снижены на 7-8% или почти на полтора миллиарда рублей.

Кроме того, Федеральная программа модернизации и развития автодорог предлагает до 20% средств, необходимых для их строительства, привлекать с помощью инвесторов. Для этого предлагается создать негосударственный фонд развития дорожной отрасли.