Планы ЕС ввести санкции против Мьянмы за действия против мусульман-рохинджа по меньшей мере необъективны. Об этом 4 октября корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, член учёного совета Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков, комментируя соответствующую новость.

«Если разбираться в причинах тех событий, которые произошли в Мьянме и которые вызвали поток беженцев из Мьянмы, то выяснится, что в основе конфликта лежал тот простой факт, что вместе с рохинджа на территорию Мьянмы стали проникать боевики двух фронтов, которые собирались вооружённым путем создать автономное государство рохинджа на территории штата Ракхайн, — сказал Мосяков. — То есть на исторической территории бирманского Аракана».

По мнению востоковеда, проблемы началась с того, что боевики, сконцентрировавшись в штате Ракхайн, атаковали полицейские участки и пытались изгнать армию Мьянмы и власти Мьянмы из тех районов, которые должны были войти в состав этого самого автономного государства для рохинджа.

«На это последовал бирманский ответ, — объяснил Мосяков. — Ответ был жестокий. Начались бои. Началась война на уничтожение. Несчастные люди оказались заложниками этой большой игры. Бирманские власти и прежде относились к рохинджа достаточно настороженно. Они вводили против рохинджа определённые правила, не давали им возможности свободно передвигаться, но они не выгоняли их. Рохинджа там накапливались и жили лучше, чем в Бангладеш».

Кроме того, Мосяков предположил, что, по всей видимости, эксперты ЕС не хотят расследовать всю подноготную конфликта.

«Берётся просто сам факт страданий людей, — предположил востоковед. — И они действительно страдают, так как ушли в Бангладеш, где к ним относятся по принципу «вы здесь чужие». Власти Бангладеш дали им какой-то остров, который периодически заливает водой. Зато туда привозят журналистов и показывают: «Смотрите, как страдают беженцы». Их специально собирают в лагеря, которые располагаются в ужасных районах».

Подводя итог, Мосяков подчеркнул, что действия властей Мьянмы были ответным ударом, а не внезапными и необъяснимыми репрессиями против рохинджа.

«Санкции ЕС против Мьянмы только ожесточат ситуацию, — резюмировал он. — Если вы поговорите с бирманцами, то увидите, что они абсолютно уверены в справедливости своей позиции. Естественно, они воспринимают санкции как несправедливые. Ситуацию надо исправлять не санкциями, а стараться найти компромисс, чтобы вернуть хотя бы часть людей на территории, откуда они бежали. Чтобы бирманские власти дали им гарантии. Чтобы там не было боевиков. Однако вместо сложного и тяжёлого процесса врачевания опять продолжается логика конфликта. Определили виновного и наложили санкции. Ситуация таким образом заходит в тупик».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по данным агентства Reuters, Евросоюз рассматривает вопрос введения санкций против Мьянмы за действия бирманских военных против мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.

«Мы обеспокоены воздействием на население (Мьянмы) наших потенциальных мер, но мы не можем игнорировать доклад ООН, в котором военная кампания описывается как геноцид», — заявил представитель Еврокомиссии.

«Крайней мерой» может стать введение пошлин на ввоз товаров из Мьянмы, экспорт которой в страны ЕС в 2017 году составил 1,56 млрд евро ($1,81 млрд).