В Иркутской области сложились все условия для начала второго этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства. Одним из основных ее пунктов станет создание в муниципалитетах управляющих компаний. Об этом было сказано на совещании, прошедшем 16 апреля в обладминистрации. В его работе принимали участие начальник Комитета по жилищной политике администрации Иркутской области Петр Воронин, представители 29 муниципальных образований, курирующие на местах вопросы ЖКХ, специалисты Госэнергонадзора, ОАО "Иркутскэнерго", Института систем энергетики им. Мелентьева СО РАН, сообщает ИА Байкальская служба новостей.

"Первый этап реформы ЖКХ закончился переходом на федеральные стандарты по оплате коммунальных услуг, - рассказал Петр Воронин. - Для того чтобы сделать его менее болезненным, в Иркутской области был принят закон о мерах дополнительной социальной защиты населения. Кроме этого, мы не дали жилищно-коммунальным предприятиям муниципальных образований развалиться. Теперь можно приступать ко второму этапу реформирования".

Экономические предпосылки перехода на новый этап коммунальной реформы таковы. В 2001 году населением за жилищно-коммунальные услуги был уплачен 1 млрд. 521 млн. рублей, в 2003 году - 4,2 млрд. рублей. Одновременно консолидированные затраты бюджета Иркутской области на содержание сферы ЖКХ уменьшились с 12,6% до 9,1%. При этом обладминистрация увеличила объем субсидий по оплате коммунальных услуг малоимущим гражданам. В 2002 году было начислено 170 млн. рублей субсидий, в 2003 - 608 млн. рублей. Но в связи с увеличением тарифов на услуги ЖКХ стала расти дебиторская задолженность предприятий-поставщиков и перепродавцов электро- и теплоэнергии. Дебиторская задолженность ОАО "Иркутскэнерго" на конец 2001 года составляла 408,8 млн. рублей, 2002-го - 888 млн. рублей, 2003-го - 983 млн. рублей.

"Почему растет дебиторская задолженность "Иркутскэнерго"? Потому что мы увеличили тарифы. Если раньше 10% неплатежей составляла одна сумма, то сегодня - совсем другая. По идее, через год-два размер задолженности превысит прибыль, и если ее списывать, то получится отрицательный финансовый результат деятельности предприятия, - отмечает Петр Воронин.

В 2002 году ОАО "Иркутскэнерго" произвело и отпустило жилищно-коммунальному хозяйству 3 млрд. 444 млн. Гкал. тепловой энергии, в 2003 году - 4 млрд.437 млн. Гкал. Одновременно промышленные и коммерческие предприятия снизили ее потребление за счет установки приборов учета тепловой энергии. В результате оплата утечек и лишнего объема поступающего тепла легла на предприятия ЖКХ, то есть на обычных граждан. Сейчас жилищные предприятия счетчики не ставят, так как не имеют для этого мотивации - ведь деньги уходят напрямую поставщикам услуг.

"Управление жилищным фондом позволит нам решить многие проблемы, в том числе энергосбережения, - считает Петр Воронин. - Мы считаем наиболее эффективным создание управляющих компаний. Тепло должно поставляться управляющей компании, которая будет заинтересована в установке приборов учета и регулирования. Создание таких организаций станет одним из пунктов соглашения, которое будет заключать областная администрация с муниципалитетами".

Второй этап жилищно-коммунальной реформы предполагает заключение соглашений между муниципалитетами и областной администрацией. В них прописана ответственность местной власти за состояние системы ЖКХ и действия по его развитию. В некоторых территориях уже есть все условия для заключения таких соглашений - это Ангарск, Саянск, Шелехов. Первые соглашения должны появиться в мае-июне.

"Не всем муниципалитетам обладминистрация теперь будет помогать, а только тем, кто готов работать в новом направлении, кто возьмет на себя обязательства по созданию системы управления жилищным фондом с разбивкой на этапы, с применением определенных технологий и подходов, - подчеркнул Петр Воронин. - Дальнейшее повышение стоимости коммунальных услуг население не будет компенсировать. Уже принято постановление губернатора о мерах по снижению стоимости предоставляемых услуг, в нем есть максимальный установленный уровень затрат на обслуживание каждого метра жилой площади. Но надо до конца года прописать и уровень минимальных затрат. Потом в течение ряда лет стоимость жилищно-коммунальных услуг будет снижаться".